Синтез комедии с нуаром и мелодрамы с триллером в пародии на гангстерские фильмы 1940-х со сценарием по мотивам романа Дэвида Гудиса «Там, внизу»
СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА: ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ
РУЗАННА АРУШАНЯН | 03.09.2020
Синтез комедии с нуаром и мелодрамы с триллером в пародии на гангстерские фильмы 1940-х со сценарием по мотивам романа Дэвида Гудиса «Там, внизу»
СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА: ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ
РУЗАННА АРУШАНЯН | 03.09.2020
Синтез комедии с нуаром и мелодрамы с триллером в пародии на гангстерские фильмы 1940-х со сценарием по мотивам романа Дэвида Гудиса «Там, внизу»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Франсуа Трюффо Страна: Франция Год: 1960
Второй полнометражный фильм Франсуа Трюффо (после «400 ударов») считается классикой «новой волны» французского кинематографа наряду с лентами Годара, Риветта и Ромера, и входит почти во все списки культовых картин всех времен. Выдающаяся работа оператора Рауля Кутара, тандем красавицы Мари Дюбуа и великого шансонье Шарля Азнавура до сих пор остаются в памяти многих искушенных зрителей со всех уголков мира. В фильме «Стреляйте в пианиста» Трюффо смешивает комедию с нуаром, мелодраму с триллером и получает пародию на гангстерские фильмы 1940-х. Сценарий к ленте создан на основе романа «Там, внизу» Дэвида Гудиса. Картина посвящена судьбе некогда знаменитого пианиста-виртуоза Эдварда Сарояна, который в одночасье теряет все: жену, имя, деньги и славу. Вынужденный начать жизнь с чистого листа, он становится другим человеком. Называет себя «Шарли» и устраивается в дешевый бар — сначала уборщиком, затем пианистом.
На съемках фильма «Стреляйте в пианиста»
Структура фильма нелинейна — неожиданные флэшбеки постепенно знакомят зрителя с судьбой героя и не позволяют ни на минуту расслабиться. Так, уже на середине повествования раскрывается тайна музыканта: любимая жена несколько лет назад покончила жизнь самоубийством после признания в измене. И вроде бы, вот он конец — все маски сняты, но нет — Трюффо идет дальше, усиливая растянутым финалом эффект ленты: режиссер предоставляет возможность дважды оценить и объяснить увиденное. Стоит отметить, что вторая линия повествования — бандитские разборки, невольным участником которых становится герой, служит фоном для истории о трагической любви, хотя обманчиво кажется основной.
Cам Трюффо говорил о своей картине так: «Идея фильма «Стреляйте в пианиста» состояла в том, чтобы сделать картину без темы, выразить все, что я хотел сказать о славе, успехе, падении, неудаче, женщинах и любви в форме детективной истории».
Однажды судьба дарит Шарли надежду, когда он влюбляется в официантку Лину. Девушка мечтает начать с ним новую жизнь и хочет помочь музыканту вернуть былую славу. Но случай решает распорядиться судьбой героев по-своему: Лина погибает от пули бандитов. Шарли возвращается в исходную точку. И ответ на вопрос — можно ли считать очередную смерть любимой женщины всего лишь совпадением — Трюффо оставляет открытым. Он закидывает «удочку», знакомя героя с новой официанткой на последней минуте картины; так, невольно закрадывается мысль: а не погибнет ли и эта девушка? Существует мнение, что одна и та же ситуация преследует человека до тех пор, пока он не извлечет из неё урок, и кажется, это история Шарли. Излишне робкий, неуверенный в своем таланте, он, спрятавшись от мира в свой плащ, не замечает, как ставит под удар любящих его людей: женщины в картине жертвуют собой ради него. Жена становится любовницей продюсера, чтобы помочь ему заключить выгодный контракт, а Лина пытается спасти ценой собственной жизни. Может быть, Шарли — эгоист? Или же — попросту маленький человек, не умеющий встать на защиту собственной жизни? Так или иначе, судьба играет с ним, словно с мячиком, который летит в разные стороны от сильных ударов — и куда его приведет в итоге, не знает ни сам герой, ни режиссер.
Примечательно, что несмотря на обилие трагических событий фильм местами наивен по-французски легок: едва знакомые друг другу люди рассказывают секреты из личной жизни и общаются, как давние друзья, а похитители ребячески хвастают перед заложниками дорогими костюмами, шляпами с вентиляцией и авторучками. Позднее «инфантильные гангстеры» и «бессмысленные» диалоги (которые произносятся в самый неподходящий момент) появятся у Тарантино: их назовут «тарантиновскими». Не раз в его работах будут прослеживаться отсылки к лентам французского режиссера. Например, мало кто знает, но снимая «Убить Билла», он вдохновлялся не только фильмами с Брюсом Ли, но и картиной Трюффо «Невеста была в трауре». И хотя Тарантино утверждал, что не смотрел фильм (правда он не раз признавался в любви к лентам «новой волны»), сходство с «Невестой» очевидно: взять хотя бы сцены в самолёте и списки жертв, которые составляют героини в обоих фильмах.
Справедливо заметить, что в работах Трюффо нет радикальных экспериментов с формой — он не ставил перед собой такой задачи. Режиссер показывал жизнь без прикрас, местами глупую и несправедливую, но не лишенную доброго отношения к человеку. Может быть, поэтому хочется надеяться, что рано или поздно и Шарли снова станет Эдвардом Сарояном и сможет спокойно жить? Трюффо дарит «луч света в темном царстве» в своем кино, и кто знает, может этого достаточно, чтобы не опустить руки. Редактор: Лена Черезова