АРТЕМ ШИПУНОВ | 17 ОКТЯБРЯ 2019

КИНОАРХИТЕКТУРА: ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ КИНОТЕАТРОВ

Очерк истории петербургских кинотеатров – от увеселительных садов до авто-кинотеатров, от роскоши архитектуры к минимализму формы
КИНОАРХИТЕКТУРА:
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ КИНОТЕАТРОВ
АРТЕМ ШИПУНОВ | 17.10.2019
Очерк истории петербургских кинотеатров – от увеселительных садов до авто-кинотеатров, от роскоши архитектуры к минимализму формы
КИНОАРХИТЕКТУРА:
ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ КИНОТЕАТРОВ
АРТЕМ ШИПУНОВ | 17.10.2019
Очерк истории петербургских кинотеатров – от увеселительных садов до авто-кинотеатров, от роскоши архитектуры к минимализму формы
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
За 123 года, прошедших со дня первого в Петербурге (а заодно и во всей России) сеанса «синематографа Люмьер», кинотеатры различных типов и видов стали неотъемлемым элементом архитектурного пейзажа города на Неве. На протяжении двенадцати десятилетий коммерсанты, чиновники, архитекторы и кинематографисты регулярно предлагали петербургскому зрителю самые разнообразные, и, нередко, весьма экстравагантные варианты организации места для просмотра фильмов. О том, как в XIX – XX веках эволюционировали форма и содержание петербургских кинотеатров – в нашем сегодняшнем лонгрид-обзоре
Вход в сад «Аквариум» с Каменноостровского проспекта. 1900-е годы. Сейчас на этом месте проходная «Ленфильма»
КИНО И ПАРКИ
Не секрет, что история кино в Петербурге берёт своё начало вовсе не в кинотеатре (да и откуда ему тогда было взяться?), а в городском увеселительном саду под названием «Аквариум», располагавшемся в 1890-х годах в начале Каменноостровского проспекта. Если же быть совсем точным – впервые «движущиеся фотографии» показали местной публике 4 мая 1896 года в находившемся на участке упомянутого сада летнем театре, в антракте оперетты «Альфред-паша в Париже».

В XX веке сад «Аквариум» исчез с карты Петербурга, но его территория и поныне остаётся самым непосредственным образом связанной с кинематографом. Именно там, где более столетия назад состоялось первое знакомство петербуржцев с «Великим немым», сейчас находятся корпуса главной городской киностудии – «Ленфильма».

Однако, отношения кино и садово-паркового искусства не закончились с исчезновением «Аквариума». И даже более! На протяжении всего XX века кинозал или маленький кинотеатр оставался непременным аттракционом в пространстве петербургских, а затем и ленинградских, садов и парков. В частности, такими были: сгоревший несколько лет назад деревянный «Дневное кино» в Зеленогорском парке культуры и отдыха, а также «Глобус» в Московском парке Победы (оба были построены в 1950-е по проектам архитектора В. Д. Кирхоглани).

Ну а самый экстравагантный «парковый кинотеатр» Ленинграда появился в начале 1970-х годов в Таврическом саду.

«Самолёт «ЛИ-2» много лет летал в ленинградском небе. В военные годы он воевал, после войны – возил пассажиров и грузы в дальние районы. Теперь зелёный самолёт навсегда приземлился в Таврическом саду. В честь пятидесятилетия пионерской организации лётчики подарили свой «ЛИ-2» ленинградским детям. Сначала ребята просто играли вокруг машины. Кто колесо потрогает, кто с крыла скатится, кто посидит на хвосте. А теперь в самолёте открылся кинотеатр. Берёшь билет, поднимаешься по трапу, входишь - как в полёт отправляешься. Так и называется этот необыкновенный кинотеатр – «В полёт». [1]

Просуществовал кинотеатр-самолёт совсем недолго и уже в конце 1970-х улетел из сада в неизвестном направлении (правда, подозрительно похожий Ли-2 появился в те же годы в музее «Дорога жизни» на Ладожском озере). Тем не менее, такой необычный объект, несомненно, заслуживает упоминания.
Самолёт «Ли-2» в Таврическом саду. 1970-е годы
«ЗРЕЛИЩЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО МИРА» И КАРЛИКИ
Однако, вернёмся в 90-е (XIX века, конечно) и познакомимся с первым в нашем городе стационарным кинотеатром, т. е. заведением, специализировавшемся именно на показе кино.

Таковым традиционно принято считать «Биограф», распахнувший свои двери 6 мая 1896 года (то есть всего через два дня после первого сеанса в «Аквариуме») в доме №46 по Невскому проспекту. Как гласила афиша этого первенца петербургской киноиндустрии, за входную плату в 50 копеек его зрителей ждало не абы что, а удивительное «зрелище электрического мира»! Более подробных сведений о том, как был устроен и оборудован «Биограф», пока что найти не удалось. Увы, но дом, в котором он располагался, ещё в начале прошлого столетия был снесён, а на его месте возведено новое здание.

Дабы составить хоть какое-то представление об обстановке в петербургском «синематографе» рубежа XIX – XX веков, обратимся к дошедшему до нас описанию интерьера младшего современника «Биографа» – кинотеатра «Танагра», размещавшегося на Невском проспекте уже в 1910-е. Скажем сразу, зрелище это было весьма нетривиальное и без «электрического мира»:

«Фойе — малиновая комната. Малиновые обои. Малиновые тяжёлые портьеры. Малиновая мягкая мебель. Мягкие ковры. С потолка свешиваются изящные, стильные люстры – «Модерн». Без всяких задержек, не дожидаясь антракта, проходите в зал. Карлик-билетёр отбирает ваш билет». [2]
Афиша кинотеатра «Биограф». 1890-е годы
В ПОИСКАХ ДОМА ДЛЯ КИНО
О старейших кинотеатрах нашего города мы говорим с некоторой долей условности. Первые десятилетия истории петербургского кино прошли под знаком кинопоказов в неспециализированных помещениях. Под кинозалы, на временной или относительно постоянной основе, приспосабливались в 1890-х – 1920-х годах практически любые крупные общественные пространства, в частности: театральные, концертные, актовые залы, и тому подобное. Например, доподлинно известно, что осенью 1910 года на просмотр «картин цветной живой фотографии» (переводя на современный язык: фильмов, снятых по двухцветной технологии «Кинемаколор»), зрителей приглашали в… Большой зал Петербургской консерватории!

После 1917 года особую популярность приобрела практика организации кинозалов при домах и дворцах культуры. В Ленинграде таковыми были оборудованы практически все крупные ДК, в том числе и такие легендарные, как: имени Горького у Нарвской заставы, имени Кирова на Васильевском острове и имени Ленсовета на Петроградской стороне.

Ну и, конечно же, нельзя обойти стороной тот факт, что в 1920-х – 1930-х годах устройство залов для демонстрации «важнейшего из искусств» стало одним из важных элементов советской антирелигиозной кампании. Вероятно, самым известным из ленинградских «храмов кино», следует назвать «Спартак» – кинотеатр, устроенный в 1938 – 1939 годах архитекторами А. И. Гегелло и С. Л. Косвеном в здании лютеранской церкви св. Анны на Кирочной улице.

Следует заметить, что приспособление «под кинотеатр» было далеко не самым плохим вариантом для петербургских храмов рассматриваемой эпохи. В те же годы их «ничтоже сумняшеся» могли превратить в какой-нибудь склад, спортзал, бассейн или парашютную вышку, а то и попросту снести.
Интерьер кинотеатра «Спартак» на ул. Салтыкова-Щедрина. 1950-е годы
КИНО-АРХИТЕКТУРА
К 30-м годам XX века относится также и появление в Ленинграде здания, облик которого, впервые в истории отечественной архитектуры, напрямую оповещал горожан о том, что оное создано для демонстрации кино. Этим зданием стал «Дворец кино» – кинотеатр «Гигант», построенный по проекту уже знакомого нам А. И. Гегелло (совместно с Д. Л. Кричевским) на Выборгской стороне в 1934 – 1936 годах. Отличительной чертой этого, поистине гигантского (со зрительным залом на 1400 мест) сооружения стал его фасад, в облике которого обыгрывался мотив криволинейной плоскости киноэкрана.

«15 гранитных колонн открывают вход во дворец. Над ними поднимается стеклянная стена, за которой на шести экранах вскоре загорится гигантская кинореклама. По бокам лицевого фасада высечено 56 барельефов. Они изображают знакомые сцены из лучших произведений советской кинематографий. Вот Чапаев у пулемета. Николай Миронович – начальник политотдела из «Крестьян», улыбающийся Максим, Петя-Гулливер среди лилипутов…». [3]

Всё новое – это хорошо забытое старое. Видимо, именно так мыслили ленинградские архитекторы В. Ф. Белов, О. В., Василенко и Н. Н. Трегубов и др., вновь обращаясь к идее Гегелло и Кричевского в 60-е годы. Результатом их работы стал типовой проект кинотеатра-«стекляшки» с вогнутым широким экраном-фасадом.

Сооружения, построенные по данному проекту, наверняка, хорошо знакомы нашим петербургским читателям – в 70-е они возводились почти во всех районах ленинградских новостроек. Ненадолго остановимся на одном из них, под названием «Максим» (Ланское шоссе, 35). Вероятно, это первый, если не в СССР, то в Ленинграде – точно, кинотеатр, названный в честь киногероя, персонажа легендарной «Трилогии о Максиме» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, благодаря которому вся страна в 30-е годы пела песню про «Шар голубой».
Кинотеатр «Гигант». 1939 год. Демонстрируется французский фильм «Марсельеза» 1938 года
КИНО И «КИНО»
Говоря о влиянии кинематографа на отечественную культуру, нельзя не упомянуть кинотеатры ещё одного типового проекта советской эпохи, созданного архитекторами О. И. Гурьевым, В. М. Фромзелем и А. П. Чижом во второй половине 1950-х годов. Довольно неприглядные снаружи, эти неуклюжие параллелепипеды, по сути, являлись «хрущёвками» советской киноиндустрии. Примитивно, зато массово. Но это всё, в большей степени, вопросы истории архитектуры и строительства. Для нас среди них наиболее примечателен один, конкретный кинотеатр данного проекта – «Космонавт» на Бронницкой, 24 (или родственный ему «Зенит» на Гастелло, 7, т. к. версии интересующего нас события разнятся).

Легенда гласит, что как-то раз, дождливым весенним вечером на заре 80-х, в сторону станции метро «Технологический институт» (или «Московская», в зависимости от версии) шли молодые ленинградские рок-музыканты из группы «Гарин и гиперболоиды» и придумывали своей команде новое название…

«— Да-а-а… Вот проблема, — сказал Витька, — название не придумать. Что мы там насочиняли? Перед нами на крыше одного из домов, стоявшего метрах в пятидесяти от метро, куда мы направлялись, горела красная надпись — «Кино».
— «Кино» — говорили? — спросил меня Витька.
— Да говорили, говорили, ещё когда сюда шли.
— Слушай, пусть будет — «Кино» — чего мы головы ломаем? Какая, в принципе, разница? А слово хорошее — всего четыре буквы, можно красиво написать, на обложке альбома нарисовать что-нибудь…».
- А. Рыбин. «Кино» с самого начала. 1992. [4]
Возможно, именно благодаря этой вывеске мы знаем группу «Кино» (но это не точно). Кинотеатр «Космонавт». 1991 год
МУЛЬТИПЛЕКС ДЛЯ РАБОЧЕЙ ЗАСТАВЫ
В прошлом веке кинотеатры менялись не только снаружи, но и изнутри. Первоначально это были самые настоящие «театры для кино», оборудованные одним большим кинозалом, сохранявшим различные рудименты своего исторического предшественника – зала театрального (например, балкон и занавес). Для зрителей однозальные кинотеатры были ужасно неудобны. Опоздал на сеанс? Изволь ждать час до начала следующего. Хочешь посмотреть интересную новинку, а в ближайшем «синематографе» закупили другую ленту? Поезжай на другой конец города и смотри там. Решение всех проблем – многозальные кинотеатры aka мультиплексы – сейчас кажется очевидным, но в СССР к нему пришли лишь во второй половине 1930-х годов (коллеги из-за океана телеграфируют, что у них подобная практика получила распространение и вовсе в 40-е).

Первый трёхзальный кинотеатр Советского Союза хоть и носил имя «Москва», но появился всё-таки в Ленинграде. Спроектированный архитектором Л. М. Хидекелем «дедушка русского мультиплекса», расположившийся на месте снесённой в 1929 году Екатерининской церкви на Старо-Петергофском проспекте (тогда носившем имя И. И. Газа), принял первых посетителей 21 апреля 1939 года. Выбор места на юго-западе города был не случаен, ведь именно там начиналась в те годы главная пролетарская окраина Ленинграда – легендарная Нарвская застава.
Кинотеатр «Москва» в лучшие годы (1953)
ТОВАРИЩ АЙМАКС
Менялась архитектура кинотеатров, а параллельно развивались технологии создания и демонстрации фильмов. С первых лет истории кино режиссёрами, продюсерами и инженерами предпринимались неоднократные попытки усилить эффект присутствия, достигаемый во время просмотра. В конце концов их опыты привели к появлению современных IMAX и 3D технологий, но путь этот был тернистым – на протяжении всего XX века кинематографисты экспериментировали с форматом кадра, формой и размерами экрана, и даже количеством объективов, на которые снималась картина.

Результатом череды подобных экспериментов стало появление панорамного кино. Данная технология предполагала демонстрацию фильма как своего рода «мозаики», состоящей из трёх взаимосвязанных сегментов, одновременно выводимых с разнонаправленных проекторов на широкий изогнутый экран очень большого размера (например, высотой 8 и шириной 22 метра, как в парижской «Синераме» в 1955 году). Таким образом границы демонстрируемого изображения выходили за поле зрения человека, благодаря чему и удавалось усилить эффект присутствия.

«Попробуйте смотреть на море через иллюминатор каюты, и вы увидите очень немного. Но выйдете на палубу, и сразу же вас охватит ощущение величия и безграничности морских просторов, окружающих корабль. Поле зрения, которое может объять человеческий взгляд, очень обширно. И чем большая часть её занята зрелищем, тем сильнее ощущение прямой связи с видимым». [5]

В СССР технология кинопанорамы пережила расцвет на рубеже 1950-х – 1960-х годов. В нашем городе панорамный кинотеатр, названный «Ленинградом», открылся 5 ноября 1958 года в расположенном на Потёмкинской улице здании бывшего Русского Императорского Общества садоводов 1914 года постройки, кардинально реконструированном по проекту архитектора И. И. Чашника. Первой картиной, продемонстрированной на его колоссальном экране (высотой 10, 4 и шириной 27, 6 метра) стала документальная лента «Широка страна моя…» Романа Кармена.

С 1890-х по 1990-е годы не менее активно развивались технологии стереоскопического кино. Первым документально зафиксированным сеансом такового в России является демонстрация картин со «стереоскопическими изображениями по патенту Оскара Месстера» в уже известном нам своими малиновыми интерьерами и карликом-билетёром петербургском кинотеатре «Танагра», произошедшая в 1911 году. Последним на сегодняшний день крупным кинотеатром подобного типа в нашем городе был «Стереокино», размещавшийся с 1980-х по 2004 годы на Невском, 88
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Последний тип кинотеатров, о котором хотелось бы вспомнить, появился в США в 1930-е годы и назывался «авто-кинотеатр» или или «кинотеатр под открытым небом». И тут рассказ будет совсем коротким. Ни во времена Российской империи (когда автомобилестроение ещё только вставало на ноги), ни в Советском Союзе (где с личным автотранспортом как-то не задалось) традиция просмотра кино «не выходя из автомобиля» не получила распространения.

Нет, конечно, и у нас в стране, и даже в нашем городе, можно найти примеры организации наружных киноэкранов. В частности, такой был устроен у кинотеатра «Слава» в Купчине (Это не принципиально, можно так и так. Исправь, если тебе не нравится, я не против) в 80-е годы. Но, во-первых, согласно воспоминаниям очевидцев, на этом экране демонстрировались не полноценные картины, а лишь небольшие отрывки и короткометражные мультфильмы, а во-вторых, подобные эксперименты никогда не получали широкого распространения.

Лишь в начале 2000-х на проспекте Непокорённых открылся первый (по крайней мере, из известных нам) авто-кинотеатров – «Фара». Просуществовал он недолго. Правда, сейчас в Петербурге существует несколько продолжателей его дела. Поживём – увидим, может быть со временем заокеанская традиция всё-таки придётся по душе петербургскому кинозрителю.

«Первых в своём роде», «легендарных» и просто необычных кинотеатров в Петербурге во все времена было очень много. Если вы дочитали до этого места, то прекрасно это понимаете. Ну а чтобы отблагодарить вас за проделанную работу (ведь чтение – это тоже труд, да-да) мы подготовили приятный бонус – интерактивную карту всех перечисленных в статье памятников кино-архитектуры.

Редактор: Лена Черезова
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Автор журнала «Кинотексты»
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого портала.
Также вы можете перевести любую сумму по Сбербанк Онлайн:

4817 7600 8370 3508
Л. Чернявская. «В полёт» в самолёте // Костёр. 1972. №4.
По петербургским театрам // Сине-Фоно. 1911. № 13.
Крупнейший кинотеатр Советского Союза // Смена. 1936.
А. Рыбин. «Кино» с самого начала. 1992.
А. Парфентьев. Кинотеатр на улице Ваграм. В панорамном кино исчезает граница между экраном и зрителем // Техника – молодёжи. 1956. №1.
Made on
Tilda