АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА
29 МАЯ 2021

ЖЕНЩИНА В ОКНЕ: КРУГИ ЛИЧНОГО АДА

Психологический триллер с тяжелой производственной судьбой и сюжетно оправданным изощренным подходом к съемках
Режиссер: Джо Райт
Страна: США
Год: 2021

Единственное место, где можно чувствовать себя безопасно — это дом. Но, внезапно даже знакомые стены начинают представлять опасность и ты не можешь доверять никому. И что самое страшное, даже мозг начинает вести двойную игру. Не в твою пользу.

Хаос внутри человека и вокруг него — данную тему отразили автор Даниел Маллори на страницах книги «Женщина в окне» и режиссер Джо Райт, который снял одноименную экранизацию.

В этом сезоне на Netflix уже вышел психологический детектив, сериал «В ее глазах». «Женщина в окне» представляет смежное направление — психологический триллер. И эту картину также выпустили на стриминговом сервисе.
Сюжет фильма изображает проблему, которая кроется в сознании индивида. Эми Адамс в картине исполнила роль детского психолога Анны Фокс, на глазах которой развернулась трагедия. Мозг, как верный друг, спрятал травмирующую информацию, а вот антидепрессанты вкупе с дозами алкоголя оказали непредсказуемый эффект на его работоспособность — у главной героини «Женщины в окне» развилась агорофобия. Она живет отдельно от мужа и их маленькой дочери. На протяжении 10 месяцев ее единственной гость — психиатр и мужчина, снимающий квартиру в доме Фокс. Героиня заполняет дни хичкоковскими фильмами и вскоре сама попадает в ситуацию, похожую на «Окно во двор». Через призму фото-камеры, меланхолично следующей от окна к окну, она становится свидетелем фрагментарной жизни незнакомых людей. Вот семья за ужином, влюбленные пары, детская комната. Всех видно как на ладони.

Заглянув в особняк на другой стороне улицы, Анна Фокс замечает, что в него въезжает новая семья: супружеская пара, Расселлы и их сын-подросток. Теперь размеренный быт Анны Фокс снова переворачивается с ног на голову. От гостей нет отбоя: сначала приходит Рассел младший с подарком от матери. Он дарит свечу в знак добрососедства. Детский психолог улавливает нотки нервозности в его поведении и предлагает профессиональную помощь, чтобы защитить от отца-тирана. Не успевает опуститься солнце, как в дверь снова звонок. На этот раз к ней приходит мать семейства, которая представляется Джейн Рассел.

Неужели Анна Фокс обретает подругу?
Дружба прекращается, не успев начаться. В следующую ночь героиня Эми Адамс слышит крики и видит как убивают Джейн. Когда Анна звонит в полицию, они и другие люди ее окружения, включая арендатора, похоже, входят в сговор с мужем жертвы и с другой женщиной, которая представляется как Джейн и выглядит вполне живой.

Расследовать дело об убийстве из собственного дома — задача не простая. Но Анна Фокс решает не пускать дело на самотек, тем более, даже детективы свято верят, что преступления не было. Так что же произошло на самом деле? Убивал ли муж жену, да и приходила ли она в гости? Или все увиденное — галлюценногенные трюки коктейля из антидепрессантов и красного вина?

С каждой минутой фильма Джо Райт нанизывает на нить очередную бусину событий, с целью сложить полную картину из сумасшествия, хаоса, отчуждения и одиночества Анны Фокс. Становится ли от этого легче? Нет. Режиссер берет нас за руку и проводит по всем кругам личного ада героини. Мы сами вот-вот будем готовы поверить, что происходящее не более чем дурной сон.

Реальность оказывается зловещей. Анна Фокс вспоминает детали аварии. Ее семья погибла, она осталась доживать. Ведь то, что осталось вряд ли теперь можно назвать «жизнью». Анна Фокс даже решается на самоубийство, но не забываем, что в этой игре и главная героиня, и зритель — всего лишь пешки в умелых руках режиссера.
Фильм мало раскрывает прошлое Анны. Это искусственно лишает ее и прошлой социальной жизни — друзей и родственников. Ее сеансы с психиатром урезаны, затрагивают прошлое и внутреннее мироощущение героини только в той мере, в какой необходимо исключительно для сюжета.

В кинокартине «Женщина в окне» доминирует психическое расстройство Анны — тревога героини усиливается с каждым часом в сочетании с алкоголем и множества лекарств, толкающих ее на грань бреда.

Ее психическое состояние — единственный элемент, который проявляется с силой воображения. Двусмысленность прошлого Анны, сомнение в том, что ее собственное восприятие или окружающие люди не заслуживают доверия, порождают необычную эстетику фильма.

Джо Райт снимает Анну через окна дома, отражения через планки и жалюзи, через перила и через стойки лестницы. Так она визуально становится заключенной в своих страхах и переживаниях. Само чувство здесь идентичности преломляется, рассеивается, разрушается.
Режиссер фильма не первый раз взялся за экранизацию литературных произведений. В фильмографии Райта экранизации исторические драмы и классика: «Гордость и предубеждение», «Анна Каренина», «Искупление».

«Женщина в окне» похожа на мюзикл с запоминающимися саунд-эффектами например, звуком капающего крана в нужный момент действительно начинает сводить с ума. Образы Райта предстают кинематографической музыкальной композицией, которая, если и не полностью оригинальна, то, волнующе выразительна. Передача того, что происходит в сценарии или что делает персонаж, — это не финал фильма, а отправная его точка.
«Женщина в окне» оправдывает свой жанр, а визуальные и музыкальные эффекты бросают в дрожь. Пощекотать нервишки фильм должен был еще в прошлом году, но выпуск перенесли. Первой причиной стала доработка киноленты, второй — пандемия.

В производство фильм запустили в 2018 году. Оскароносный звездный состав и хорошо проявивший себя ранее режиссер картины не вызывали сомнений, что фильм сорвет кассу. Однако студию фильма, Fox 2000 Pictures, выкупил Disney, которые не относятся с энтузиазмом к проектам, разработанным не у них.

На тестовых показах «Женщины в окне» стало ясно, что сюжет не совсем понятен зрителю. В студии приняли решение отправить ленту на доработку. Затем Дисней передал фильм Netflix, что означало, что он появится в Интернете без премьеры на красной дорожке.

Бесконечная череда тестовых показов, передачи из студии в студию и внесение изменений в сюжет не повлияли на качество работы. Главная задача психологического триллера расшатать нервы у зрителя и запутать его, подарив в финальной сцене возможность сделать вздох облегчения. И на мой взгляд, Райту это удалось.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda