Режиссер: Михал Белявский
Страна: Польша
Год: 2019
«999? Я хочу заявить о самоубийстве». Фильм начинается со звонка на горячую линию службы спасения, и эти страшные слова на фоне чудовищных порывов ветра, срывающих крыши с домов и с корнем выворачивающих деревья, сразу проясняют смысл его названия. Документальный триллер Михала Белявского, представленный на фестивале «Послание к человеку», не пугает зрителя убийствами и насилием. Режисер трансформируе жанр в нечто, что можно назвать «климатическим хоррором». Главный злодей истории – разрушительный ветер под названием Гальны, бушующий в польской области Подгале.
Этот ветер дует несколько раз в год весной и осенью. Непредсказуем ни его приход, ни то, станет ли он диким ураганом, превращающим живописные горные цепи и деревенские постройки в декорации фильма-катастрофы. Спускаясь с самой высокой точки Татр, он, кроме разорения и страха, вызывает инфаркты, приступы эпилепсии и даже безумия у жителей Подгале.
«В процессе сьемок, - как рассказал на пресс-показе режиссер, - стало ясно, что ветер – ключ к пониманию мировосприятия местных жителей, и наоборот, жители - ключ к восприятию ветра, поэтому без личных историй повествование не было бы столь рельефным. Я хотел, чтобы зрители познакомились и сблизились с моими героями. Моей целью было представить интересные перипетии их жизней, а не просто остросюжетный фильм о ветре, как злодей, подкрадывающемся к ним». Центральный мотив картины – взаимоотношения стихии и людей, привыкших к жизни в условиях постоянной угрозы. Белявский пытался показать, как катастрофические события управляют драматургией повседневности. Ветер поднимается, в душах людей бушуют животные инстинкты, поднимая волну домашнего насилия и пьянства. А крупные планы, которые берет оператор Варфоломей Солик, делают чувство опасности ощутимым.
Использование погодных катаклизмов как пускового механизма зарождения социальной жестокости – идея не новая. К примеру, в фильме «Собачья жара» режиссер Ульрих Зайдль продемонстрировал, как легко вывести человека из состояния нравственного равновесия – достаточно нескольких очень теплых дней. В сравнении с лентой Зайдля работа польского постановщика подлинно-документальна, и от того вызывает подлинный ужас.
Как отметил режиссер, выбор персонажей был сложным процессом – немногие хотели показывать свою слабость на камеру, а ветер ломал даже таких привычных к трудным испытаниям людей, как пожарники. И, тем не менее, за 4 года съёмок у Белявского установились очень близкие и доверительные отношения с жителями Подгале. Когда в одну из ветреных ночей сгорел дом одного из героев фильма, тот позвонил режиссеру и спросил, не будет ли это интересно съёмочной группе. Белявский показал нам психологические аффекты ветра через различные причудливые, а иногда и комичные детали. Тереза, крестьянка средних лет, влюблена в лес, обнимается со стволами деревьев, пишет об этом стихи и, читая их, плачет от умиления.
Для создания фильма требовались не только смелые персонажи, но и очень храбрая съёмочная группа. Во время работы в лесу жизнь многих участников команды находилась в большой опасности – деревья падали прямо за их спинами. «Ветер» – настоящий тур де форс наблюдательного документального кинопроизводства.
Никому, пожалуй, не удавалось передать могущественную и мрачную силу ветра так, как сделал это Белявский. Эпические кружения облаков над горами сопровождаются драматической оркестровой музыкой Лукаша Кобелы. Звук играет решающую роль, и Кобела, и звукорежиссер Мартин Мерк создали симфонию сложных музыкальных композиций и звуковых эффектов, которые вносят такой же вклад в подведение зрителя к кульминации, как и захватывающие образы Подгале, начиная от сказочных ночных сцен и почти полной белизны заснеженного леса и заканчивая кадрами чудовищных разрушений, нанесенных Гальны.