В фильме, в отличие от книги, не раскрыты причины развития психоза. В романе Трелковским движет сильнейший страх выселения, который выплескивается через край его сознания и в буквальном смысле сокрушает его своей тяжестью. Герой всячески старался угодить соседям, стать примерным жильцом: его очень беспокоила оценка со стороны соседей-квартирантов и домовладельца – явное упущение в фильме, которое не позволило понять причины психоза Трелковского. После вечеринки по случаю новоселья и получения первого предупреждения, он, съедаемый страхом повторного выговора, не только старается стать бесшумной тенью человека, вычеркнутого из жизни своими соседями, но и начинает сторониться друзей, которые не упускали возможность подтрунивать над его «беспричинными» опасениями. Разрыв связей с приятелями делает его жизнь еще более одинокой, у Трелковского развивается паранойя и шизофрения. Не спасает его от одиночества и привлекательная подруга Симоны Стелла, с которой он знакомится в больнице. Девушка сразу будит в нем эротические фантазии, о которых в фильме едва можно догадаться. Киногерой отстранен и не заинтересован в девушке, тогда как Трелковский по книге озабоченно разглядывает каждую деталь тела подружки; его также посещают мысли о гомосексуализме, он возбуждается, когда впервые примеряет на себя образ Симоны Шуль. Прописанных в романе намеков на эротику в фильме нет.
Драма Трелковского, которой уделял пристальное внимание писатель Ролан Топор, режиссером не раскрыта. Полански в образе главного героя выглядит обаятельным и милым простачком, поэтому некоторые сцены кажутся абсурдными – к примеру, когда главный герой бьет маленького мальчика по лицу. Так, когда Трелковский и Стелла выходят из больницы, герой Полански не решается зайти по пути в уборную, опасаясь упустить девушку. Этот, казалось бы, незначительный эпизод может остаться без внимания, а последующий «телефонный звонок» в кафе – попыткой растянуть хронометраж. Зато Полански добавил в фильм «египетскую» тему. Симона Шуль при жизни увлекалась египтологией – в ее библиотеке обнаруживается тематическая книга, а в туалете зловещего дома на стенах красуются египетские иероглифы, которые, возможно, являются лишь плодом воображения Трелковского.
В фильме большее внимание уделено самому безумию. Книга не дает однозначного ответа на вопрос о психическом состоянии главного героя – кинокартина ставит однозначный диагноз «сумасшествие».