ЮЛИЯ САЛИХОВА | 5 СЕНТЯБРЯ 2019

ЖИЛЕЦ: ЛОВУШКА ДЛЯ СОСЕДА

Рецензия на последний фильм «квартирной трилогии» Романа Полански – экспериментальный психоаналитический триллер, снятый по роману Ролана Топора

ЖИЛЕЦ: ЛОВУШКА ДЛЯ СОСЕДА

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 05.09.2019
Рецензия на последний фильм «квартирной трилогии» Романа Полански – экспериментальный психоаналитический триллер, снятый по роману Ролана Топора
ЖИЛЕЦ: ЛОВУШКА ДЛЯ СОСЕДА
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 05.09.2019
Рецензия на последний фильм «квартирной трилогии» Романа Полански – экспериментальный психоаналитический триллер, снятый по роману Ролана Топора
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Роман Полански
Страна: Франция, США
Год: 1976


Заключительная часть неофициальной «квартирной трилогии» Романа Полански – фильм «Жилец» был снят в 1976 году по одноименному роману Ролана Топора. Главную роль в кинокартине исполнил сам режиссер. В отличие от «Отвращения» и «Ребенка Розмари» главным героем в «Жильце» стал персонаж мужского пола. Вся трилогия показывает мучительные переживания главных героев: их больное воображение делает жизнь невыносимой, погружает персонажей в безысходное положение, от которого некуда бежать. Несмотря на то, что «Жилец» снят в цвете, это ничуть не портит впечатление от просмотра: атмосфера мрачного сумасшествия и бесконечного страдания ощущается даже без усиления черно-белой картинкой.
ЛОВУШКА СЮЖЕТА
В центре сюжета – молодой человек по фамилии Трелковский, больше всего ненавидящий «всяческие» сложности. Он снимает жилье в многоквартирном доме, которое представляет собой две мрачные комнаты без кухни, а единственное окно, из которого выбросилась бывшая жиличка Симона Шуль, открывает вид на уборную в противоположных стенах дома. Тайна туалета интересует главного героя больше всего: он часами наблюдает за посетителями уборной и постепенно сходит с ума. День за днем проклятая квартира, враждебно настроенные соседи, и тайны самоубийцы Симоны Шуль, искажающие реальность, заставили Трелковского потерять веру в разум. Он ощущает себя пленником в четырех стенах – ему начинает казаться, что именно соседи виновны в гибели Симоны и он следующий. В чем же ловушка? В здании или больном воображении героя?

Полански, как режиссеру, однако, не удалось запечатлеть процесс постепенного погружения Трелковского в пучину безумия. По словам Полански, для него «Жилец» стал очередным доказательством того, как сложно быть одновременно и режиссером, и исполнителем. Когда начинается съемка, уже невозможно контролировать движение камеры, следить за тем, как играют остальные актеры, а приходится полностью отдаваться роли. Претензий к актерской работе постановщика нет - сложно представить кто бы смог справиться с этой ролью лучше.
КНИГА ПРОТИВ ФИЛЬМА
В фильме, в отличие от книги, не раскрыты причины развития психоза. В романе Трелковским движет сильнейший страх выселения, который выплескивается через край его сознания и в буквальном смысле сокрушает его своей тяжестью. Герой всячески старался угодить соседям, стать примерным жильцом: его очень беспокоила оценка со стороны соседей-квартирантов и домовладельца – явное упущение в фильме, которое не позволило понять причины психоза Трелковского. После вечеринки по случаю новоселья и получения первого предупреждения, он, съедаемый страхом повторного выговора, не только старается стать бесшумной тенью человека, вычеркнутого из жизни своими соседями, но и начинает сторониться друзей, которые не упускали возможность подтрунивать над его «беспричинными» опасениями. Разрыв связей с приятелями делает его жизнь еще более одинокой, у Трелковского развивается паранойя и шизофрения. Не спасает его от одиночества и привлекательная подруга Симоны Стелла, с которой он знакомится в больнице. Девушка сразу будит в нем эротические фантазии, о которых в фильме едва можно догадаться. Киногерой отстранен и не заинтересован в девушке, тогда как Трелковский по книге озабоченно разглядывает каждую деталь тела подружки; его также посещают мысли о гомосексуализме, он возбуждается, когда впервые примеряет на себя образ Симоны Шуль. Прописанных в романе намеков на эротику в фильме нет.

Драма Трелковского, которой уделял пристальное внимание писатель Ролан Топор, режиссером не раскрыта. Полански в образе главного героя выглядит обаятельным и милым простачком, поэтому некоторые сцены кажутся абсурдными – к примеру, когда главный герой бьет маленького мальчика по лицу. Так, когда Трелковский и Стелла выходят из больницы, герой Полански не решается зайти по пути в уборную, опасаясь упустить девушку. Этот, казалось бы, незначительный эпизод может остаться без внимания, а последующий «телефонный звонок» в кафе – попыткой растянуть хронометраж. Зато Полански добавил в фильм «египетскую» тему. Симона Шуль при жизни увлекалась египтологией – в ее библиотеке обнаруживается тематическая книга, а в туалете зловещего дома на стенах красуются египетские иероглифы, которые, возможно, являются лишь плодом воображения Трелковского.

В фильме большее внимание уделено самому безумию. Книга не дает однозначного ответа на вопрос о психическом состоянии главного героя – кинокартина ставит однозначный диагноз «сумасшествие».
КРИЗИС ЛИЧНОСТИ
Во Франции фильм был встречен весьма холодно. Зрителям не понравился сюжет и игра актеров. Кинокритики отметили, что Полански играет ту же роль, что Катрин Денев в «Отвращении», а героиня-девушка смотрится в кадре лучше. Некоторые обвиняли режиссера в попытке попасть в Канны через процедуру получения гражданства. Полански парировал – он ответил, что мог снять фильм в Париже даже будучи китайцем. Холодный прием на некоторое время отбил у режиссера желание браться за следующий фильм.

«Жилец» - один из самых неоднозначных фильмов режиссера. Несмотря на недочеты, которые в последствии признавал сам Полански – эта история заслуживает внимания. Фильм «Жилец» погружает зрителя в параноидальный ужас повседневности, кошмар, который может настигнуть каждого. Трелковский и Шуль – это не выдумка, они живут среди нас, в каждом из нас есть их частица. История Топора и Полански посвящена кризису личности, она подкупает правдоподобным изображением действительности. Все мы живем в обществе, но сможем ли отказаться от самих себя, чтобы вписаться в окружающий мир. Зацикленный лентой мебиуса финал дает понять, что бежать некуда. Остается только верить в разум и не давать соседям превратить себя в мертвеца.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda