ОЛЬГА СМИРНОВА | 9 ИЮЛЯ 2021

СОЛЬ ЗЕМЛИ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гуманистический взгляд на планету в документальной ленте о легендарном фотографе Себастьяне Рибейру Сальгаду

СОЛЬ ЗЕМЛИ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

ОЛЬГА СМИРНОВА | 09.07.2021
Гуманистический взгляд на планету в документальной ленте о легендарном фотографе Себастьяне Рибейру Сальгаду
СОЛЬ ЗЕМЛИ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ОЛЬГА СМИРНОВА | 09.07.2021
Гуманистический взгляд на планету в документальной ленте о легендарном фотографе Себастьяне Рибейру Сальгаду
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джулиано Рибейру Сальгаду, Вим Вендерс
Страна: Франция, Бразилия, Италия
Год: 2014

Немецкий автор Вим Вендерс всерьез укрепился в сознании синефилов в качестве автора не только игрового, но и документального кино. В в неигровых работах он обращается к жизни людей искусства: «Токио-Га» (1985) посвящен японскому режиссеру Ясудзиро Одзу, «Клуб Буэна Виста» (1998) рассказывает о кубинских музыкантах, «Пина» — проект о великой танцовщице и хореографине Пине Бауш, перевернувшей представления о современном танце. Следующий после «Пины» док, «Соль земли» (2014), Вендерс посвятил известному бразильскому фотографу Себастьяну Сальгаду, пригласив в соавторы его сына Джулиано Рибейру Сальгаду.

Герой фильма прославился благодаря гуманистическому взгляду на планету: объектив камеры он направлял на жителей бедных стран в Южной Америке, Африке, Азии и Восточной Европе. Сальгаду, экономист по образованию, начал карьеру профессионального фотографа в 1973 году и за десятилетия завершил ряд громких проектов, освещающих острейшие социальные проблемы. Он снимал голодающих африканцев во время засухи в сахеле, беженцев из Руанды во время геноцида народа тутси в 1994 году, рабочих из разных стран, за мизерную плату трудящихся в ужасных условиях.
Вендерс открыто преклоняется перед Сальгаду, позиция режиссера по отношению к нему однозначна — благодаря его работе, нередко связанной с риском для жизни, первый мир может чувствовать боль третьего мира и сопереживать ему. Режиссер рассказывает биографию фотографа как историю разочарования в человечестве и последующего возрождения. Сальгаду, посвятивший себя запечатлению страдания, не выдержал груза несчастий, свидетелем которых был долгое время, и закономерно оказался затянутым в вязкую трясину апатии. Выход из нее казался ему недостижимым, им владело непреодолимое отчаяние — в фильме он говорит, что был убежден в абсолютной невозможности спасения мира из-за бесконечной жестокости, присущей людям.

Несмотря на потерю веры в человечество и близость к депрессии Себастьян Сальгаду смог перестроить свой взгляд на жизнь — в этом ему помогло возвращение в родные места, на ферму покойного отца в штате Минас-Жерайс. Окружающая ее местность сильно пострадала от аридизации — в 1990-е годы некогда богатые растительностью холмы были покрыты выгоревшей травой. Сальгаду осенила идея: хотя бы на небольшом участке земли человек может проявить себя не как представитель варваров-разрушителей, а как созидатель — он с супругой Лейлой в 1998 году основал организацию Instituto Terra, которая занялась посадкой деревьев и восстановила экосистему джунглей в обширном районе, прилегающем к ферме семьи фотографа.

Вендерс снабжает свой гимн герою довольно сложной архитектурой: фильм в значительной степени является галереей снимков Себастьяна Сальгаду, которые в выбранной последовательности производят оглушительное впечатление. Фотографии сменяются интервью с автором и сценами, представляющими его за работой в отдаленных уголках планеты — в джунглях Папуа — Новой Гвинеи и в ледяной пустыне Крайнего Севера. Изначально изображение в «Соли земли» подражает монохромным работам Сальгаду, но в сценах совместных путешествий режиссера и фотографа оно расцвечивается, проявляя насыщенную зелень гвинейского леса или ледяное спокойствие Арктики. Формат кадра также не постоянен — в пространство, отданное демонстрации фото и широкоэкранным сценам, вторгается семейная съемка интервью с отцом героя, в которой низкое качество изображения только добавляет искренности и теплоты.
Многослойность и многогранность картины снабжает ее здоровым оправданным пафосом, в котором ощутимо отражаются левые взгляды Сальгаду. В 1960-е годы он участвовал в левом движении и был вынужден бежать от военной диктатуры из Бразилии во Францию, свои идеи он сохранил вплоть до периода съемок. Для героя устройство капиталистического мира выглядит глубоко ущербным и разрушительным, о чем он заявляет в первом эпизоде фильма, посвященном золотодобывающему карьеру в Бразилии. Сальгаду смотрит на нищих рабочих как на свободных людей, которые в любую минуту рискуют превратиться в рабов, если наткнутся на золотую жилу и будут прикованы к новообретенному богатству. Фотограф воспринимает текущую экономическую ситуацию как катастрофу, оставляющую за бортом многие миллионы людей в борьбе за элементарные блага.

Фотографии Сальгаду на экране приобретают эффект воздействия, совсем не похожий на подобный от музейного и печатного формата, — они затягивают в пространство ужаса, доля которого навсегда поселится в уголках сознания зрителя. Психологический надлом самого автора снимков после всех его изнуряющих путешествий понятен, и его поворот в 2004 году к проекту «Генезис» — съемкам ландшафтов, животных и традиционных сообществ — кажется логичным актом эскапизма. Первозданная природа, не затронутая деятельностью человека, его жадностью и стяжательством, стала спасением для Сальгаду, реанимировала его личный и профессиональный интерес к миру. История перерождения одного человека в «Соли земли» имеет четкий посыл: художник всегда остается творцом, он может сделать больше, чем создание произведений искусства, — перерасти в настоящего демиурга, строящего свой собственный мир и меняющего лицо планеты. В заглавие картины вынесена цитата из Евангелия от Матфея: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Слова Иисуса толкуются как восхваление высоких качеств апостолов и их преемников, которым предстоит возвышать христиан над грехом.
Однако свойства соли, как и добродетель, могут быть утрачены, и последователи Христа должны были беречь свою чистоту превыше всего. Вим Вендерс и его сорежиссер проводит параллель между Себастьяном Сальгаду и апостолами: он также несет свет, хотя его взгляд долгое время был направлен во тьму, и несмотря на это, ему удается сохранять веру в людей и в себя. Авторы «Соли земли» придают фотоработам еще большую глубину, выводя их на экран, — кинематографическому медиуму удается усилить их воздействие. Три голоса — самого Вендерса, Сальгаду-старшего и Сальгаду-младшего — то сливаются, то распадаются, но несут единый импульс. Вим Вендерс, как и в других своих документальных фильмах, подпитывает свою собственную творческую жилку, вдохновляясь другими людьми искусства. Впрочем, видимо, он не стал единственным кинематографистом, которого вдохновляли работы Сальгаду; влияние бразильского фотографа заметно в работах австрийского документалиста Михаэля Главоггера в картинах «Смерть рабочего» и «Без названия». Он также размышлял об эксплуатации, нищете и голоде — в итоге был сломлен этими проблемами и умер от малярии в Либерии. Сальгаду же, хотя и не прошел через свой кризис бесследно, сумел выработать иной взгляд на мир.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
For Paolo Sorrentino’s ‘Youth,’ David Lang Strives for an Unusually Emotional Melody// URL: https://www.nytimes.com/2015/12/01/movies/for-paolo-sorrentinos-youth-david-lang-strives-for-an-unusually-emotional-melody.html?auth=login-facebook
Made on
Tilda