СЕРГЕЙ ЧАЦКИЙ | 31 ОКТЯБРЯ 2023

ПЛЕНКИ ИЗ ПОУКИПЗИ: ЭТО СЛУЧИЛОСЬ РЯДОМ С ВАМИ

Небезопасный мокьюментари-хоррор

ПЛЕНКИ ИЗ ПОУКИПЗИ: ЭТО СЛУЧИЛОСЬ РЯДОМ С ВАМИ

СЕРГЕЙ ЧАЦКИЙ | 31.10.2023
Небезопасный мокьюментари-хоррор
ПЛЕНКИ ИЗ ПОУКИПЗИ: ЭТО СЛУЧИЛОСЬ РЯДОМ С ВАМИ
СЕРГЕЙ ЧАЦКИЙ | 31.10.2023
Небезопасный мокьюментари-хоррор
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Читая эти курсы, я понял одно: после того, что мы сегодня увидим, трое из вас уйдут домой и примут решение, что это не то, чему они хотят посвятить свою жизнь. Знаете, в этом мире живут ужасные люди, которые творят по-настоящему кошмарные вещи. Поэтому я хочу, чтобы каждый из вас задал себе вопрос: «Действительно ли я хочу, чтобы на протяжении всей моей карьеры меня окружали эти кошмарные вещи?»


Из фильма «Пленки из Поукипзи»

Режиссер: Джон Эрик Даудл
Страна: США
Год: 2006

Такими словами вымышленный профайлер из ФБР «прогревает» студентов перед тем, как они впервые увидят видеозапись из частной коллекции самого обычного американского маньяка. Почему самого обычного? А потому, что та немыслимая жестокость, которую серийный убийца, тоже вымышленный, учиняет на камеру — это далеко не самый мерзкий и страшный контент, который можно отыскать в ни разу не вымышленных архивах Федерального бюро расследований Соединенных Штатов Америки.
«Пленки из Поукипзи» — это мокьюментари, что косит под рядовой телевизионный тру-крайм, коих хватало на американском «кабельном» в нулевые и кои не так давно пережили ренессанс благодаря стримингам.

Мы, двуногие животные, сверххищники с не на шутку развитым головным мозгом, научились держать в узде звериную жажду крови, сегрегировав насилие постановочное от насилия настоящего: первое мы допускаем в кино, в книгах, в видеоиграх, а за второе сажаем в тюрьму. При этом жесть, случившаяся наяву, легко становится достоянием журналистики и околокриминальных медиа. Беспощадные маньяки даже после попадания за решетку продолжают отрабатывать свой номер. Личные вещи знаменитого клоуна-убийцы Джона Уэйна Гейси до сих пор можно за нехилую сумму приобрести на онлайн-аукционах, сериал о преступлениях Джеффри Дамера в первый месяц после релиза порвал рейтинги Netflix, а имена Теда Банди и Чарльза Мэнсона хорошо знакомы даже тем, кто от тру-крайма не фанатеет и вида даже искусственной крови по ту сторону экрана не переносит (в нашей стране, по аналогии, практически все знают о послужных списках Андрея Чикатило, «Битцевского маньяка» Александра Пичушкина и «Скопинского» — Виктора Мохова).

Все же она одновременно пленительна и отвратна — возможность послоняться по потайным закуткам прокаженного разума убийцы. Изнанка пребывания в подвале у маньяка и пугает, и будоражит, и псевдодокументальный «Пленки из Поукипзи» — далеко не ярчайшая звезда мокьюментари, но занимательное упражнение в форме — выпукло живописует этот незавидный экспириенс. Маскировка вымысла под «документ» обеспечивает удобный для средоточия зрительского восприятия прокол в целостности художественного мира. Как ничто другое инструментарий псевдодокументалистики — жанра условностей и зрительских компромиссов — подходит для этой цели: заставить смотрящего оказаться там, где никто в здравом уме оказаться не захочет. И зритель, принимающий правила игры и добровольно идущий на сделку с шокирующим вымыслом, оказывается наиболее подвержен эмпатическому шоку от увиденного. Так уж работает наша психика: «документом» мы склонны проникаться даже тогда, когда нам доподлинно известно, что этот «документ» лишь притворяется «документом». Как иначе смогли сработать, как смогли синхронно «щелкнуть» в сознании масс такие древние мокьюментари-розыгрыши, как стебный телесюжет из начала 90-х от Сергея Курехина о том, что Ленин — разумный гриб, или первоапрельский репортаж о спагетти, растущих на деревьях, который увидел свет на британском BBC аж в 1957-м.
Философ, искусствовед и специалист в области кинохоррора Ноэль Кэрролл пишет в своей монографии [1] о том, что зритель, включающий фильм ужасов, в отличие от персонажей по ту сторону экрана, знает, что страшный монстр или маньяк, чье изображение складывается из разноцветных пикселей, ему вреда никак не причинит. Потому мы, наблюдатели, охотно и с большим рвением примеряем роль жертвы на себя, и наш мозг, которому нравится определенность и который поощряет нас за решение задач и систематизацию входящих сигналов, пробуждает в нас неуемный когнитивный аппетит. Пытаясь раскусить, по каким правилам ведет свою охоту на несчастных жертв какой-нибудь Фредди Крюгер, наблюдатель подпитывает свое любопытство, подобно тому, как оно подпитывается при чтении грамотно выстроенной детективной повести. Смотреть фильм ужасов становится и страшно (потому что мы невольно примеряем роль жертвы на себя), и интересно (потому что для нашего мозга познавание механизмов функционирования страшилища — увлекательный квест). Однако все меняется, когда мы осознаем реальность исходящей в нашу сторону опасности: приятный саспенс сменяется ужасом и ступором. Ощущение, осязание угрозы, реальной и лишенной магических свойств, зачастую приводит к оцепенению. Большинству кинофильмов очень тяжело переступить эту черту, даже если опасность в них исходит не от фантастической твари, невозможной в природе, а от такого же как и мы с вами человека из плоти и крови. Но что, если кинофильм, притворившись хроникальным объектом, убедит нас в том, что опасность не просто существует, а прямо сейчас может поджидать у дверей вашей же квартиры?

В ленте «Пленки из Поукипзи», добрую половину которой составляют интервью с очевидцами несуществующих преступлений и ликбезы от несуществующих специалистов из правоохранительных органов, нечасто демонстрируются вырезки из садистских home video, сделанных так и не пойманным внутри универсума фильма маньяком. Хотя нам обозначают, что в последнем обнаруженном убежище убийцы было найдено около 800 видеокассет с шок-контентом общей продолжительностью порядка 240 часов. Нам дают понять, что этот человек не только жесток, но и чертовски умен, а его мания величия столь велика, что ему ничего не стоит подойти к матери убитого им же ребенка прямо на улице и подразнить ее в момент траура. Маньяк-режиссер — действительно больной ублюдок, и что самое главное, он — самый обычный человек. Он живет среди нас. Он изобретателен. Он умеет втираться в доверие. Он научился прикладывать физическую силу так, чтобы жертва могла сопротивляться ему, но не была способна выбраться за рамки придуманного им смертельного сценария.

Страшнее всего то, что этот безумец способен влюбить человека в себя, о чем свидетельствует другая находка, которую в качестве своеобразного подарка полицейским вместе с видеокассетами оставил душегуб, — еще живая молодая девушка Шэрил, которую убийца физически и морально пытал на протяжении нескольких лет. Она прошла через ад, но, освободившись, отказалась принимать свободу — издевательства маньяка истребили в ее мозгу саму концепцию воли. Она даже в беседе с родителями слова обронить не может без предварительного разрешения, а любое общение с журналистами сводится к тому, что Шэрил, заливаясь слезами, требует вернуть ее к любимому господину. Ее вымышленная история — быть может, одно из самых экстремальных проявлений «стокгольмского синдрома» в кинематографе. И именно ее история, тревожная и до одури натуралистичная, вынуждает автора этих строк постоянно напоминать себе и читателю о том, что «Пленки из Поукипзи» — это фикшен, выдумка, игровое кино, а не хроника реального происходившего когда-то в американской глуши содома.
Одно из многих агрегатных состояний нынешней хоррор-парадигмы характеризует жанр интернет-крипипасты, который все дальше уходит от ужаса, приближенного к реальному, в сторону откровенной мистики. Не успел свое отжить миф про Слендермена, пару раз даже добравшийся до больших экранов, как студия A24 запустила в разработку фильм во вселенной Закулисья (The Backrooms), а недавно на Западе релизнулась экранизация видеоигры «Пять ночей с Фредди» о том, как ночного охранника детского ресторана терроризируют ожившие куклы-аниматроники. Чудовища из Фонда SCP, арты с Сиреноголовым, гуляющие по имиджбордам «файлы смерти» и якобы созданные демоническими сущностями эпизоды известных детских мультсериалов — следствие аномального желания узреть Нечто паранормального происхождения, поиграться с ним и позволить трепету пощекотать уставшие от рутины бетонных джунглей нервы. Но нет никого и ничего страшнее человека.

«Твин Пикс» призывал остерегаться сов, ибо они «не то, чем кажутся», однако Лору Палмер, из-за смерти которой события сериала и закрутились, умертвили людские руки (хоть и одержимые злым духом, но все же). И «Пленки из Поукипзи» это в очередной раз подчеркивают, напирая на то, что маньяк из фильма, хоть и являясь вымышленной персоной, представляет собой собирательный образ очень и очень даже настоящих серийных убийц, некоторые из которых до сих пор гуляют на свободе (в «Пленках», снятых в 2006-м, озвучивается неподтвержденная цифра в 25−50 серийных убийц, в тот момент орудовавших только на территории США). И кто знает, может, прямо сейчас кто-то из этих монстров снимает квартирку в вашем микрорайоне и с нетерпением ждет, когда на улицу опустится сумрак.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Ноэль Кэрролл, The Philosophy of Horror, or Paradoxes of the Heart (1990)
Made on
Tilda