АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 9 МАЯ 2021

СВИНЬЯ: НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ

Горе-творец и суд общественности над кино в кино иранского режиссера Мани Хагиги, который умудряется трагичную тему упаковать в комедийную форму

СВИНЬЯ: НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 09.05.2021
Горе-творец и суд общественности над кино в кино иранского режиссера Мани Хагиги, который умудряется трагичную тему упаковать в комедийную форму
СВИНЬЯ: НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 09.05.2021
Горе-творец и суд общественности над кино в кино иранского режиссера Мани Хагиги, который умудряется трагичную тему упаковать в комедийную форму
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Мани Хагиги
Страна: Иран
Год: 2018

В какой момент люди начинают охотиться за смертью и почему из трагичной по умолчанию темы получился комедийный фильм, который никто не ожидал? Иранский режиссер Мани Хагиги в кинематографическом экспириенсе под названием «Свинья» изобразил горе-творца, коснулся тем женского матриархата и суда общественности.
Тему жизни в искусстве поднимал в своих произведениях еще Антон Чехов и методично повторял: жить значит работать, а наслаждение плодами — заслуга наших далеких будущих поколений, но никак не наша. И вот мы живем-страдаем-трудимся, а полакомиться «пряниками» жизни хочется уже сейчас. Мы насмотрелись на несчастье предков и хотим изменить хотя бы наше настоящее, не говоря уже о прошлом.

Так и главный герой фильма «Свинья» Хасан Касмаи ждать больше не в силах. Он отчаянно требует признания общества и вселенской благосклонности, любви к его естеству. С чего бы? Этим вопросом задается окружающий режиссера социум, но только не его семья, которая целиком и полностью держится на сильных женских плечах.

Мать Хасана хищно оберегает свое великовозрастное дитя и готова в упор стрелять в недоброжелателей сына. Правда, она может забыть, вложила ли патроны в ружье или как выглядит невестка, но руку на спусковом крючке держит твердо. Жена тоже отводит все проблемы от творческой душевной организации мужа и готова примириться с тем, что на более или менее мужские поступки его вдохновляет совсем другая женщина. Дочь режиссера руководит рабочими переговорами отца, договаривается об интервью и съемках, всячески старается поддерживать его социальный образ. Жизнь главного героя киноленты зависима от стальных .кхм, нервов женщин.
Матриархат в Иране можно сравнить с некорумпированной Россией, т. е было бы не плохо если эти понятия ровно складывались и приобретали смысл в действии, а не существовали исключительно на словах.

Однако, невидимые, но хорошо известные силы, в образе женщин, отлично уберегают Хасана Касмаи от враждебной реальности, где он не может заниматься кино — единственным что он умеет — потому что правительство наложило двухгодичное вето на творческое производство. Он затыкает зияющую дыру в отсутсвии любимого дела вспышками ревности к музе и обожаемой актрисе Шиве, съемками посредственной рекламы спрея от насекомых.

В один из таких дней зверски убивают именитого иранского кинематографиста. Следом начинают гибнуть другие режиссеры, части их тел обнаруживают на детских площадках, центральных улицах города… Но в двери спальни Хасана Касмаи никто не крадется с ножом на перевес. И от этого он сходит с ума.

В «Свинье» режиссер затрагивает тему непризнанного гения, который мечтает о славе после смерти и готов сам отправиться на поиски серийного убийцы, лишь бы в последующих некрологах о нем вновь заговорили люди и наконец признали его талант и полет его мысли.

Главный герой оказывается на грани безумия и чтобы выровнять эмоциональный фон отправляется на светский раут, после которого оказывается главным подозреваемым во всех предыдущих убийствах.

Об этом, впрочем как и о истреблении кинематографистов, становится известно через социальные сети. Напомню, фильм рассказывает про Иран, где любая информация проходит через очень мелкое сито и зачастую не доходит до конечного потребителя.
Хасана Касмаи оправдывают в полиции и снимают с него все обвинения — тут следуют один удар за другим, где каждый неминуемо достигает ядра. Серийник добрался до самого дорогого Хасану человека, общественность взбудоражена и ежеминутно публикует обвинительные посты и видео в сторону растоптанного главного героя, уверенно называя его убийцей.

Упреки и травля социума вынуждают Хасана Касмаи пойти на отчаянный шаг, даже мужественный, в его воображении. Он имитирует собственное похищение серийником.
Мы видим, что этот поступок дается режиссеру-неудачнику крайне тяжело, и не перестаем удивляться слабости антоганиста. Увидим ли мы проявление силы героя в кульминации истории? Даст ли нам постановщик кинолетны ответы на волнующие вопросы о связующем звене между всеми убийствами? Что произойдет дальше?

Чем больше набегает хронометража у «Свиньи» и чем чаще сменяются кадры и локации сцен, тем больше появляется вопросов, появляясь и исчезая, не находя ответа, словно окошки уведомлений на смартфоне.
Ожидаешь ли от иранского режиссера, жителя консервативной страны, выпуска артхаусной комедии с ядовитой смесью жестокости, цинизма и отдаленно напоминающую режиссерские искания Феллини? Сравнивать «Свинью» Мани Хагиги можно с работами многих постановщиков, но этот фильм точно удивит кинолюбителя непредсказуемостью сюжета и острыми социальными темами, обыгранными в шутливой манере.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda