АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 13 ФЕВРАЛЯ 2021

ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ КЭТРИН ХЕПБЕРН

Comedy of remarriage и роковая история любви, которая разворачивается под крышей одного невероятно красивого дома

ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ КЭТРИН ХЕПБЕРН

АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 13.02.2021
Comedy of remarriage и роковая история любви, которая разворачивается под крышей одного невероятно красивого дома
ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ КЭТРИН ХЕПБЕРН
АНАСТАСИЯ АГЕЕВА | 13.02.2021
Comedy of remarriage и роковая история любви, которая разворачивается под крышей одного невероятно красивого дома
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Джордж Кьюкор
Страна: США
Год: 1940

Найти любовь там, где уже искала и вдобавок набрела на разочарование? Для героини «Филадельфийской истории» роковой поворот в судьбе происходит под крышей родного дома в окружении трех мужчин, которым она небезразлична. Только вот кого она обманывает, выписывая виражи в любовном ромбе, — себя или зрителя? И что ищет на самом деле?

Трейси Лорд (Кэтрин Хэпберн) живет в согласии с семейным именем (Лорд — господин). Она своевольная сильная женщина, но в глубине души ждет от мужчины подле нее не преклонения, а искренней и глубокой любви. В поисках ее Трейси вышла замуж за, как оказалось, пьющего Декстера (Кэри Грант), перепутав светлое чувство с покровительством. Мужчина не готов отдать девушку в руки нового ухажера, аргументируя это тем, что гусь свинье не товарищ. Чтобы разрушить священный день свадьбы, бывший муж тайно приглашает в дом журналистов из желтой прессы (Джеймс Стюарт и Рут Хасси), которым семейство Лорд никогда не дарило инфоповодов и не собиралось. Присутствие папарацци в доме оказалось важным для развертывания диалогов, о которых герои прежде не помышляли, но которые висели над ними, как Дамоклов меч, ожидая своего часа.
Режиссер Джордж Кьюкор совместил в этом фильме две свои кинематографические страсти — комедию и литературную адаптацию. Наигранность «Филадельфийской истории» только добавляет ей шарма, но ничто не мешает произойти подобному в реальной жизни. На рубеже 30-х и 40-х мало кто знал, что предстоит пережить в будущем (все человечество сейчас чувствует себя так же), а потому многие были не уверены даже в своих чувствах. Вышедшая два года спустя «Касабланка» уже смогла определить вектор общественной морали — коллективное важнее индивидуального, а вот «Филадельфийская история» все еще испытывала с этим трудности. Стать чем-то близким американскому народу того времени фильму не позволили и оглушительные релизы «Унесенных ветром» и «Волшебника из страны Оз» (к ним Кьюкор также приложил руку). А в преддверии Второй мировой и атаки на Перл-Харбор картина осталась неизвестной и зарубежному зрителю.

Но фильм не канул в Лету. Во-первых, он получил шесть номинаций на «Оскар», из которых взял две награды — Джеймса Стюарта объявили Лучшим актером, а Дональда Огдена Стюарта одарили статуэткой за Лучший адаптированный сценарий. Во-вторых, спустя 16 лет Metro-Goldwyn-Mayer решила сделать ремейк-мюзикл «Высшее общество» с не менее звездным составом — Бингом Кросби, Грейс Келли и Фрэнком Синатрой. В-третьих, «Филадельфийская история» стала идеальным примером комедии повторного брака (comedy of remarriage). Причина возникновения поджанра в 30−40-х годах — строгий Кодекс Хейса, запрещавший любые явные ссылки или попытки оправдать супружескую измену и незаконный секс. Популярность жанра была настолько высока, что теоретик кино Стэнли Кэвелл провел исследование, результатом которого стала книга «В погоне за счастьем». Наконец, в 1995 году картину внесли в Национальный реестр фильмов США, и теперь она хранится в библиотеке Конгресса.
Определенно привлекательную роль в фильме и по жизни сыграл Джеймс Стюарт. Будучи одним из самых образцовых актеров в Голливуде, он воплощал на экране идеалиста и простого парня с большим сердцем. Это длилось до тех пор, пока существовала студийная система, не позволявшая актерам самостоятельно выбирать проекты. После ее упразднения Стюарт тяготел к более непредсказуемым персонажам с двойственной натурой и к сотрудничеству с Альфредом Хичкоком — к этому периоду относятся «Головокружение», «Окно во двор» и «Веревка», где привычные идеалистические принципы его героев поддаются корректировке.

Питер Брэдшоу из The Guardian заявил, что «Филадельфийская история» — это фильм, который необходимо посмотреть каждому школьнику. Персонаж Стюарта своим поведением досконально разъясняет, что такое сексуальное согласие. Образовательный процесс от жителя экранного мира понятен зрителю, поскольку Стюарт остается с ним на одном социальном уровне — он изображает обывателя, который попадает в непривычные обстоятельства, оттого идентификация с ним происходит легче, чем с другими персонажами. Например, его партнер по съемочной площадке Кэри Грант всегда представлял то, чем аудитория хотела стать, — идеализированным высшим классом, отчего ее от актера отделяла пропасть.

Вокруг борьбы классов крутится и один из конфликтов «Филадельфийской истории». Пьесу Филиппа Бэрри переработал Дональд Огден Стюарт. В сценарий он добавил мелкие детали, которые позволяют сделать вывод о районе, в котором живет семья Лордов, а также их окружении. Например, местоимения thee и thou, которые в этот период остаются лишь на устах квакеров, зритель слышит в библиотеке и удивляется им вместе с героем Стюарта. Значит, мы находимся не в тех окрестностях, где еще остались ужасно богатые люди. И все же на сцену выходят дизайнер парусных лодок Декстер и нувориш Джордж Киттредж (Джон Ховард).
Кэтрин Хепберн в роли холодной, но взрывной Трейси Лорд чрезвычайно гармонична, ведь она сама попросила Бэрри написать для нее пьесу. Декстер обращается к ее героине не иначе, как «red» (рыжеволосая), поэтому черно-белая гамма фильма не скрывает от зрителя яркую натуру девушки. Изначальным пожеланием актрисы было перенести пьесу на экран с двумя другими известными мужчинами Голливуда — Спенсером Трейси и Кларком Гейблом. С первым ей удалось сыграть вместе спустя два года, после чего их творческий и романтический союз продолжился ещё на несколько десятилетий. Отказ Гейблу в участии в «Филадельфийской истории» начал его карьерный спад, а вот Хепберн этой ролью планировала избавиться от прозвища «кассовый яд» — ее полоса неудач стартовала в 1934-м. За 1939 год актриса сыграла 417 представлений на сцене, а прибыль более одного миллиона долларов дала четкое указание — пора снимать фильм.

Прототипом главной героини стала светская львица Хелен Хоуп Монтгомери Скотт, неофициальная королева Филадельфии. Семейный дом Трейси называет исключительно своим, предпочитает полное повиновение окружающих, на поверку оказывается безграмотна, как и другие Лорды, — в слове «омлет» они совершают по две ошибки, хотя позже делают вид, будто в действительности говорят по-французски. Неудивительно, что развернувшаяся под крышей дома история донесла до Трейси уверенность отца в ее снобизме.

Но несмотря на это открытие, героиня Хепберн остается верна тому поведению, которого ждет от нее общество. Вместо того, чтобы следовать зову сердца, в последние минуты картины она решается на поступок, который сохранит ее репутацию. Рада ли Трейси такому повороту событий? Говорит, что да, что наконец чувствует себя человеком. Что же она ищет? Одобрения людей вокруг, как и сама актриса мечтала избавиться от негативного реноме, затевая эту «Филадельфийскую историю».
Фильм вскрывает нарывы общества, используя форму эксцентричной комедии. В 2021-м непризнанному шедевру Кьюкора исполнится 81 год, но все так же понятно, что шаловливый финал — не более чем попытка обработать получившиеся раны антисептиком, чтобы на их месте появилась новая кожа, чрезвычайно похожая на старую. А цитата героя Джеймса Стюарта подтверждает непреложную истину: «Самое красивое зрелище в этом красивом мире — это привилегированные классы, пользующиеся своими привилегиями».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda