ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27 МАРТА 2021

ВЕЧЕРИНКА: ДРАМЕДИ ПО-МИНИСТЕРСКИ

Насмешка над политикой, системой здравоохранения, институтом семьи и брака или серьезный манифест пост-пост феминизма?

ВЕЧЕРИНКА: ДРАМЕДИ ПО-МИНИСТЕРСКИ

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27.03.2021
Насмешка над политикой, системой здравоохранения, институтом семьи и брака или серьезный манифест пост-пост феминизма?
ВЕЧЕРИНКА: ДРАМЕДИ ПО-МИНИСТЕРСКИ
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27.03.2021
Насмешка над политикой, системой здравоохранения, институтом семьи и брака или серьезный манифест пост-пост феминизма?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Салли Поттер
Страна: Великобритания
Год: 2017

«Вечеринка» Салли Поттер — черно-белое кино в духе классической театрализованной пьесы. С одной стороны — это черная комедия, с другой — белая драма. Полутонов или ухода в оттенки серого здесь нет: настроение фильма то и дело скачет от светлого к темному. Благодаря достойной операторской работе, отсутствие цвета картину ничуть не портит. Более того, безэмоциональная цветовая палитра с лихвой компенсируется игрой актеров. В конечном счете именно черно-белая гамма позволяет максимально погрузиться в атмосферу «праздника», не отвлекаясь от главного. Хрупкий баланс между минимальной динамикой и максимумом диалогов удалось сохранить с помощью небольшого хронометража. В результате за 70 минут экранного времени каждый персонаж успевает высказаться, а зрителю не приходит в голову идея вежливо откланяться, нажать на стоп и преждевременно покинуть «вечеринку».

ГЕРОИ

На вечеринке в доме новоиспеченного министра здравоохранения собрались близкие друзья и коллеги. Хозяйка дома Джанет — образец пост-модернизма и пост-пост феминизма. Ее муж Билл — старый неудачник в депрессии. Эйприл — циничная реалистка и ее муж Готтфрид — проповедующий эзотерик, сыплющий неуместными афоризмами. Марта — первоклассная лесбиянка, но посредственный мыслитель. Ее жена Джинни, она ждет тройню. Представлять высшее общество пришлось банкиру с наркоманскими замашками Тому и его жене Мэриэнн, которая обещала успеть к десерту. Гости не стали играть в игры с чтением эсэмэсок друг друга, это все-таки не «идеальные незнакомцы». Электронные сообщения, впрочем, сыграли своеобразную роль чеховского ружья, выстрелившего к финалу.

СЮЖЕТ

Собравшись отпраздновать назначение Джанет на столь долгожданный пост, гости пришли не с пустыми руками. Том принес с собой пистолет, Джинни — сразу трех детей в утробе, Билл — новости о смертельной болезни. Лучшая подруга министра Эйприл захватила на праздник нескончаемый источник цинизма. И пока пара лесбиянок старательно пыталась выносить сор из избы во двор, остальные гости уже оставили попытки держать статус британской интеллигенции и начали дебош внутри помещения.

С начальных минут фильма становится понятно, что вечеринка окажется смертельной как минимум для одного из гостей. Первый кадр сразу приоткрывает дверь к финалу: Джанет стоит у входа в дом с пистолетом в вытянутой руке. Кто из гостей позвонил в дверь? Почему новоиспеченная Тэтчер так взъелась на этого человека? Что случилось в доме министра за эти 70 минут? Ход с лентой мебиуса не настолько хитер, чтобы не сообразить, чем дело станет, однако исход вечеринки еще сможет удивить.

ВЫБОР МУЗЫКИ

Первую половину фильма саунд служит скорее фоном, однако к финалу становится понятно — музыка призвана накалить ситуацию до абсурда и комичности. Именно благодаря музыкальному сопровождению театральная драма оборачивается киношной комедией. «Выбор музыки неподходящий» — подмечает наивный Готтфрид. И если бы это была классическая драма, то с ним сложно было бы не согласиться. В случае с драмеди этот комедийный отыгрыш только усилил фарс, а сюжетный шестизарядник наконец-то начал стрелять гэгами.

ПРО ФЕМИНИЗМ

Банальная и уже изрядно надоевшая тема феминизма, которую используют в своих работах чуть ли не каждая режиссерка, в «Вечеринке» тоже не стала исключением. Салли Поттер наделяет силой женских персонажей, а мужей изображает жалкими неудачниками. Мужчины в фильме не могут ровным счетом ничего: ни нажать на курок, ни решить свои проблемы, ни дать отпор женщинам. Зато женщинам хватает сил и смелости не стесняться в выражениях, поднимать руки на слабых и беззащитных и даже решиться на убийство. Неудивительно, что лесбийская тема здесь становится чуть ли не главной для обсуждения, а секс с мужчиной выставляется как нечто омерзительное и мерзкое.

«Мужчины нам не враги» — это успокаивающий лозунг звучит из уст Марты, которую Эйприл ранее окрестила посредственным мыслителем. В этом есть доля иронии от самой Салли Поттер как альтер-эго Эйприл. Наивный или невнимательный зритель эту хитрую деталь, вероятно, упустит и примет доводы Марты за чистую монету. Говоря о деньгах и равноправии, следует отметить, что актеры и актрисы получили за «вечеринку» одинаковые гонорары в качестве поддержки равенства зарплат между мужчинами и женщинами в киноиндустрии. Кроме того, зная этот факт, становится легче разглядеть истинную цель и посыл «Вечеринки».

Так или иначе «Вечеринка» заслуживает внимания как один из немногих современных фильмов в разговорном жанре. Если золото и серебро в списке делят «Резня» Полански и «Идеальные незнакомцы» Дженовезе, то «Вечеринка» Салли Поттер смело может забирать себе бронзу.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda