РУЗАННА АРУШАНЯН | 30 НОЯБРЯ 2023

ДВОРЕЦ: ГРЕХ ЕСТЬ, А ЧТО СО СМЕХОМ?

Полански захотел «зажечь» на старости лет

ДВОРЕЦ: ГРЕХ ЕСТЬ, А ЧТО СО СМЕХОМ?

РУЗАННА АРУШАНЯН | 30.11.2023
Полански захотел «зажечь» на старости лет
ДВОРЕЦ: ГРЕХ ЕСТЬ, А ЧТО СО СМЕХОМ?
РУЗАННА АРУШАНЯН | 30.11.2023
Полански захотел «зажечь» на старости лет
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

В восемь часов много очень важных гостей сядут за этот стол. Шампанское должно литься из их носов и ушей!


Из фильма «Дворец»

Режиссер: Роман Полански
Страны: Италия, Швейцария, Польша, Франция
Год: 2023

В российский прокат вышла комедийная драма Романа Полански «Дворец». Это 23-я по счету картина 90-летнего режиссера. На Венецианском кинофестивале она наделала шуму: кинокритики ведущих мировых изданий резко высказались о работе, назвав ее примитивной и пошлой. Так, в обзоре для The Times Кевин Махер написал, что увиденное можно назвать «последним и худшим опусом Полански, поразительным злодеянием, которое сразу же стало одним из самых вопиющих кинопровалов года, а возможно, даже десятилетия». «Проехался» по картине и Ксан Брукс из The Guardian, безапелляционно заявив: «"Дворец" ужасен — безвкусный и безрадостный, смертельно путающий сексуальное отвращение с возбуждением». Но так ли фильм в самом деле плох?
Действие разворачивается в роскошном швейцарском отеле накануне Нового 2000-го года, где, по словам, создателей «переплетаются судьбы гостей и тех, кто их обслуживает». Полански, следуя своему режиссерскому почерку, сразу же
ограничивает пространство по классическому канону театра. Оливер Мазуччи в роли управляющего «Дворцом» едва успевает угождать избалованным постояльцам, час за часом попадая в абсурдные ситуации из-за их прихотей.

Полански почти сразу знакомит зрителя со всеми героями — здесь и маркиза, которая ни на минуту не расстается со своим чихуахуа (Фанни Ардан), и престарелый миллиардер с 22-летней супругой (Джон Клиз), и аферист, который пробивает себе дорогу к богачам (Микки Рурк), и именитый пластический хирург, который приложил руку к лицам почти всех гостей (Жоакин де Алмейда), и русский гость (Александр Петров) с несколькими чемоданами LV, набитыми деньгами. У каждого из них свои заботы, которые персоналу гостиницы кажутся нелепыми. Так, горничные искренне возмущаются, когда узнают, что маркиза кормит свою собаку черной икрой, когда «людям нечего есть». Во «Дворце» Полански есть негласное разделение людей на «нормальных» и «не очень». И неудивительно, что во вторую категорию здесь попадают именно богачи.
При этом фильм легкий, он не призывает к глубоким размышлениям о социальном неравенстве, безнравственности и не отсылает к другим философским вопросам. Наверное, ошибка критиков, которые снобски разнесли ленту в пух и прах, именно в попытке найти там тот скрытый смысл, который изначально не предполагался. Герои пьют, хохочут, ссорятся, плетут интриги, боятся «конца света» и встречают Новый год: здесь нет присущего фильмам Полански гнетущего напряжения и сгущения красок. И все это преподносится зрителям через объектив блестящего оператора Павла Эдельмана («Пианист») и под чарующую музыку Александра Деспла (его композиции звучат в последних картинах Уэса Андерсона и Гильермо дель Торо).

Конечно, в чем-то критики правы: некоторые моменты, например, где маркиза теряет сознание, увидев какающую на кровать собачку, мало кого могут рассмешить, а любовная сцена между престарелым миллиардером и его пышнотелой супругой объективно вызывает отвращение. Без них фильм хуже бы не стал — смотреть его за праздничным ужином точно было бы приятнее.
Тем не менее «Дворец» — яркая предновогодняя картинка, в которой собрались звезды мирового кино, чтобы немного «похулиганить» вместе с именитым режиссером. Расшифровывать в ней «тайные символы» не стоит — в этой работе Полански их нет.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda