АНТОН СМИРНОВ | 21 АВГУСТА 2023

ДЕВЯТЫЕ ВРАТА: ДЖОННИ ДЕПП ВИДЕЛ ДЬЯВОЛА

Увлекательное, вдумчивое и одновременно завораживающе сошествие в ад

ДЕВЯТЫЕ ВРАТА: ДЖОННИ ДЕПП ВИДЕЛ ДЬЯВОЛА

АНТОН СМИРНОВ | 21.08.2023
Увлекательное, вдумчивое и одновременно завораживающе сошествие в ад
ДЕВЯТЫЕ ВРАТА: ДЖОННИ ДЕПП ВИДЕЛ ДЬЯВОЛА
АНТОН СМИРНОВ | 21.08.2023
Увлекательное, вдумчивое и одновременно завораживающе сошествие в ад
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Роман Полански
Страны: Франция, Испания, США
Год: 1999

Книготорговец и эксперт по старинным фолиантам Дин Корсо получает предложение по работе от богатого коллекционера Бориса Болкана, увлекающегося литературой на тему демонологии. Болкан приобрел одну из трех копий книги XVII века «Девятые врата в царство призраков», которая, как утверждал ее создатель Аристид Торкья, была написана в 1666 году в соавторстве с самим Дьяволом. Поскольку только одна копия является подлинником, Болкан отправляет Дина на поиски двух других, чтобы сравнить книги и выяснить, кому конкретно принадлежит оригинал. Для опытного Корсо, в совершенстве владеющего искусством торга, такое задание поначалу кажется легким и даже банальным. Однако путешествие по домам богатых частных коллекционеров очень быстро превратится в настоящую гонку со смертью, поскольку расследование сопровождают загадочные смерти всех, кто хоть что-то знает об этой таинственной книге.
Будучи убежденным агностиком, Роман Полански не переставал интересоваться природой сложных взаимоотношений Дьявола и Человека. И даже трагедия, убийство его беременной супруги Шэрон Тейт, произошедшая сразу после огромного успеха его «Ребенка Розмари», не отвадила режиссера от этой темы. Но хотя эти картины имеют под собой мистическую подоплеку, Полански в первую очередь рассказывает истории о людях, в жизни которых «дьявольские козни» выступают лишь триггером, пусковым механизмом для их собственных грехов и жестоких деяний. Полански говорил, что именно люди пугают его сильнее каких-либо выдуманных чудовищ:

Я рос во время Второй мировой войны, поэтому, конечно, я бывал напуган очень часто, но не монстрами, а людьми. Люди страшнее монстров. Моя мать была депортирована из Кракова в концентрационный лагерь Освенцим, где и погибла. Что может быть страшнее?

Возможно поэтому, заинтересовавшись романом Артура Переса-Реверте «Клуб Дюма», в котором мистический элемент отсутствовал, Полански захотел поведать о встрече с Дьяволом буквально, поскольку сверхъестественные мотивы позволяли ему внимательнее рассмотреть человеческую натуру и глубже погрузиться в тайники чужой души.

После прочтения сценария за авторством Энрике Урбису Полански проникся историей настолько, что решил ознакомиться с романом Реверте. Книга ему понравилась, поскольку режиссер увидел в ней очень много интересных идей для фильма и потому привел сценарий Урбису в соответствие с собственным видением материала. Полански решил убрать из сюжета многие побочные линии и в первую очередь сосредоточиться на расследовании Корсо, которое рассказывалось в лучших хичкоковских традициях. Титульные «девятые врата» становятся классическим макгаффином, сюжетной осью, вокруг которой выстраивается основное действие, но в итоге сам макгаффин практически перестает играть какое-либо значение для зрителя. Особый интерес здесь представляет не долгожданное обретение искомого объекта, а события, его предваряющие, в ходе которых раскрываются персонажи и сам Дин Корсо в отличном исполнении Джонни Деппа.
По форме картина выглядит как добротное жанровое кино в европейском антураже, которое развивается аккуратно, последовательно и увлекательно. Помня о стилистике великого Хичкока, Полански то и дело вводит в сюжет элементы, что постоянно удерживают внимание публики, при этом он не затягивает сцены-передышки и не нарушает темпоритм. Возможно, Голливуд когда-то предоставлял Полански больше финансовых возможностей как режиссеру, однако вынужденное бегство из США, кажется, открыло в нем второе дыхание, что позволило смело творить без оглядки на требования боссов крупных киностудий. Атмосфера «Девятых врат» немыслима без европейского воздуха, поскольку естественность исторических локаций Франции, Португалии и Испании, в которых проходили натурные съемки, передает мистическую и загадочную ауру лучше любых дорогостоящих декораций. Величественность европейской архитектуры и общая эстетика порой напоминают о классических джалло, в которых главным героем, как правило, выступает американец, оказавшийся в Европе и ставший невольным свидетелем ряда таинственных смертей. Камера Дариуса Хонджи не перестает любоваться роскошью фасадов и барочными интерьерами, но в то же время оператор способен преподносить изысканный антураж как зловещий сеттинг, в котором вот-вот разыграется спектакль смерти. Это волнующе-тревожное ощущение при просмотре поддерживается саундтреком Войцеха Киляра, чей театральный пафос придает происходящим событиям особо эпический размах. Но эффектная форма и качественная жанровая составляющая не должны сбить зрителя с толку, поскольку Полански не задавался целью сотворить стандартный мистический триллер. Главный вопрос, который он задает с экрана публике: «Так кто же из людей действительно достоин стать слугой Сатаны?»

Режиссер неслучайно говорил в интервью, что больше всего его пугают сами люди, однако любопытно, что те, кто по идее должен вызывать в фильме ужас, такого ощущения вовсе не производит. Напротив, каждый, кто относит себя к числу «сатанистов», аккуратно и весьма тонко изображен Полански в виде карикатуры на самого себя. Пытающаяся изо всех сил казаться опасной и демонической Лиана Телфер (Лена Олин), вдова владельца одной из копий «Девятых врат», демонстрирует татуировку Уробороса и устраивает сектантские сборища, но по сути, является обычной богатой извращенкой, а все ее встречи — примитивными оргиями таких же ряженых богатеев. Не тянет на достойного дьяволопоклонника и Борис Болкан, который возомнил себя единственным Избранным и слепо верил в силу ритуалов, однако ему не хватило ни ума, ни смелости, чтобы отправиться на поиски главного сокровища своей жизни самолично. Нет, подлинным любимцем Люцифера становится тот, кто вовсе не кажется окружающим отъявленным злодеем или грешником, поскольку Полански хорошо видит, в каких ситуациях человек может обнажить все свои самые тяжкие пороки, и подводит зрителя к этому осознанию лишь ближе к финалу. И этот единственный Избранный — сам Дин Корсо.
С начала просмотра фильма публика по привычке ассоциирует себя с протагонистом, который выступает лицом, сопровождающим зрителя в опасном приключении, и на первых порах вызывает симпатию, сопереживание и даже опасение за его жизнь. Но стоит лишь начать оценивать поступки Корсо с точки зрения морали, как мы тут же понимаем, что именно ему свойственны многие грехи, среди которых алчность, похоть, жестокость и гордыня. В ходе медленного, но верного приближения к своей цели Корсо меняется в худшую сторону, превращается из интеллигентного книготорговца в жестокого циника, не брезгующего даже убийством. Здесь Полански подчеркивает важный парадокс, когда для вызова Дьявола вовсе не нужны какие-то театральные ритуалы или кровавые жертвоприношения в окружении горящих свечей — своего Избранного Люцифер найдет сам благодаря его поступкам. Многие рецензенты гадали над образом Эмманюэль Сенье, чей персонаж обозначен на титрах просто как Девушка — одни называли ее воплощением Вавилонской блудницы, другие слугой Сатаны, третьи Дьяволом (кто-то вообще намекал, что настоящим Дьяволом в фильме становится сам Корсо). Полански не выбирает какую-то одну из однозначных трактовок, а лишь воплощает цитату Умберто Эко из «Имени розы», где утверждается, что «женщина — это сосуд диавола», позволив зрителю самому гадать, кем конкретно является таинственная зеленоглазая незнакомка. В любом случае Сенье воплощает образ сил Тьмы, которые не были вызваны заклинаниями, а сами явились к тому, кто им нужен. При этом Корсо будто вовсе не замечает сверхъестественных способностей, что демонстрирует странная попутчица, и воспринимает ее появление лишь как новое обстоятельство, пока сам не увидит, куда именно его ведет ее рука. И тот факт, что Корсо не испытывает никакого страха или ужаса перед осознанием истинной сути места, куда ему будет суждено проникнуть, лишь дополнительно подчеркивает одну из основных мыслей режиссера: ворота Ада всегда будут открыты для каждого, кто жаждет в них попасть и с самого начала своего жизненного пути неосознанно ищет к ним дорогу.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda