АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 4 ОКТЯБРЯ 2019

ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛОНДОНА: БЕГ ПО КРУГУ

Словарь киноязыка Белы Тарра в детективной драме стрелочника, который работает на железнодорожной станции и живет «по расписанию»

ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛОНДОНА: БЕГ ПО КРУГУ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 04.10.2019
Словарь киноязыка Белы Тарра в детективной драме стрелочника, который работает на железнодорожной станции и живет «по расписанию»
ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛОНДОНА: БЕГ ПО КРУГУ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 04.10.2019
Словарь киноязыка Белы Тарра в детективной драме стрелочника, который работает на железнодорожной станции и живет «по расписанию»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Бела Тарр, Агнеш Храницки
Страна: Венгрия, Франция, Германия
Год: 2007


«Человек из Лондона» — художественный фильм 2007 года венгерских режиссёров Белы Тарра и Агнеш Храницки.

Ретроспективу Тарр передаёт через черно-белые кадры. Характерная особенность работ режиссёра - неторопливое повествование. Хронометраж его фильмов достигает восьми часов. Так, например, «Сатанинское танго» он снимал 4 года, а просмотр фильма может заменить полноценный рабочий день – 7 часов 30 минут.

Возможно, поэтому многие прокатчики отодвигали эти киноленты «на потом». Но «Человек из Лондона» привлек внимание кинокритиков и его допустили до конкурсной программы Каннского фестиваля. Там он был впервые показан в 2007 году. Однако, никаких наград не получил.
В центре сюжета – история стрелочника. Он работает на железнодорожной станции. Выходит на ночные смены. Одна из таких ночей вторгается в рутинный уклад его жизни. Он становится свидетелем убийства и крадет чемодан с деньгами покойного. Но убийца возвращается на место преступления и, не найдя денег, начинает преследовать главного героя.

Сценарий основан на романе бельгийского писателя Жоржа Сименона «L'Homme de Londres». Сам Бела Тарр отмечает, что автор книги с точностью воссоздал повседневную реальность и непритязательную правду жизни рабочего класса. В фильме режиссёр ухватился именно за эту особенность повествования.

«Человек из Лондона» стал предпоследним фильмом Бела Тарры. Через 3 года экран выйдет «Туринская Лошадь», которую кинокритики Америки и Венгрии встретят тепло. И он получит Гран-при жюри Берлинского фестиваля, а затем – заявит о своем уходе из большого кино.

Цель режиссера, как он отмечал в интервью для Screen Daily - это создание собственного киноязыка. «Человек из Лондона» – предпоследняя буква в алфавите художника.
В фильме режиссёр изображает главного героя Малуэна одиноким человеком в окружении спящего города. Он ведёт монотонный образ жизни, который затягивает зрителя. Долгие кадры и переходы от одной сцены к другой, повторяющиеся локации – всё это начинает давить уже с 30 минуты просмотра. Стрелочник проживает «День Сурка»: ночью он поднимается в башню, утром – пропускает по стаканчику в баре, спит и снова возвращается на работу. Затем ему предоставляется возможность изменить свою жизнь. Он находит сумку с деньгами и не знает как как поступить. Он приносит чемодан домой, открывает его... Казалось бы, в этот момент герой должен радоваться своей удаче. Однако, спокойное и изможденное лицо Малуэна остается свободным от эмоций. Ничто не может ускорить размеренного движения мыслей героя. Мрачное негодование во взгляде не покидает его.

Возникает вопрос: Что мешает стрелочнику хоть немного порадоваться? Вероятно, факт того, что деньги – британские. И обменять сумму в 60 тысяч вряд ли удастся незаметно. Деньги становятся миражом в пустыне, морем на горизонте – протяни руку и сможешь напиться. Но чем сильнее жажда, тем недоступнее желаемое.

Через образ Малоина, Тарр показывает человеческую гонку в колесе: работай усердно и, возможно, успеешь пожить на заработанное. Впадая в отчаяние, Малоин решается на необдуманную трату. Он покупает дочери пальто – хочет подарить ей то чувство свободы, которое сам потерял уже давно. Но, ничего не выходит. Подарок приводит героя к ссоре с женой, – все сбережения оказываются потраченными впустую.

Чем меньше остаётся времени до финальной сцены, тем яснее становится – в мире этого фильма нет иллюзий и уж тем более намёка на хэппи-энд.
Режиссер делает акцент на кадрах и словно рисует картины, останавливает ход времени, дает зрителю возможность пропитаться смогом, потом и гарью.

Жизненный цикл персонажа отображает и камера. Сначала она движется плавно и линейно – всё идёт своим чередом. В последствие, она меняет направление. В дополнение ко всему – несмолкающий шум, напоминающий какофонию. Громкий звук часов в башне, скрежет металла, треск деревянного стула, звон столовых приборов. Эти звуки – маленькие детали, которые гарантируют полное погружение зрителя в состоянии безысходности от происходящего.

Полный хронометраж киноленты – два часа с копейками. В сюжете нет ни намёка на романтику или на побег из повседневности. Бела Тарр его таким и не задумывал. Его целью было показать простую, но жестокую историю «обычного» человека.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda