геннадий гусев | 8 ЯНВАРЯ 2021

МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ: ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ДОЛГ

Картина, запустившая блистательную карьеру Хамфри Богарта, режиссерский дебют сценариста Джона Хьюстона и новое слово в жанре нуар

МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ: ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ДОЛГ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 08.01.2021
Картина, запустившая блистательную карьеру Хамфри Богарта, режиссерский дебют сценариста Джона Хьюстона и новое слово в жанре нуар
МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ: ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ДОЛГ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 08.01.2021
Картина, запустившая блистательную карьеру Хамфри Богарта, режиссерский дебют сценариста Джона Хьюстона и новое слово в жанре нуар

— Я надеюсь, они не повесят тебя, дорогая, за эту милую шейку.

Из фильма «Мальтийский сокол»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Джон Хьюстон
Страна: США
Год: 1941

Первый фильм-нуар. Картина, запустившая блистательную карьеру Хамфри Богарта. Великолепный режиссерский дебют сценариста Джона Хьюстона. Новое слово в жанре. Лучшая экранизация самого известного романа Дэшила Хэмметта. Как только не называли «Мальтийского сокола» — ленту, ставшую знаковой не только для своего времени, но и вошедшую в историю мирового кинематографа.

Постановка почти дословно цитирует литературный первоисточник. Но благодаря Хьюстону, который с фантастической педантичностью проработал каждую сцену фильма, использовал передовые киноприемы и сделал акцент не на сюжете, а на персонажах, в особенности на протагонисте Сэме Спейде, «Мальтийский сокол» вышел не только образцовым детективом, но также заработал славу уникального произведения искусства.
Постановщик уделил особое внимание композиции кадра и игре света и тени. В картине использовалось только искусственное освещение. Посредством теней, подсознательно ассоциирующихся с таинственностью и ощущением смутной угрозы, а также длинных кадров, способствующих нарастанию напряжения, режиссер создал атмосферу фатальной обреченности. Например, в одной из сцен на лице героини появлялась тень решетки, что недвусмысленно намекало на судьбу персонажа.

Создатели фильма уловили цайтгайст. Соединенные Штаты только-только справились с Великой депрессией, но уже где-то рядом маячил грозный силуэт Второй мировой войны. Царившие тогда в обществе безрадостные настроения повлияли на книгу Хэмметта, а позднее оказались перенесены и в произведение Хьюстона.

Способствовала отображению духа пессимизма и сама история. Ее события разворачиваются в Сан-Франциско в 1941 году. Когда в частное детективное агентство обращается Рут Уандерли (Мэри Астор) с просьбой проследить за неким мистером Терзби, это приводит к трагедии — агент Майлз Арчер (Джером Кауэн) погибает в первую же ночь слежки. Его компаньон Самуэль Спейд берет дело на себя, но начинает понимать, что оно нечисто — госпожа Уандерли явно что-то недоговаривает. Очень скоро на горизонте появляются новые действующие лица: загадочные Джоэл Кэйро (Петер Лорре), Уилмер Кук (Илайша Кук мл.) и Каспер Гутман (Сидни Гринстрит) по прозвищу «Толстяк». От них детектив узнает о мальтийском соколе — безумно дорогой антикварной статуэтке, которая стала предметом интереса нескольких противостоящих друг другу группировок.

Крайне запутанный сюжет и сложные персонажи, среди которых нет ни одного однозначно положительного, сделали из детективного фильма увлекательный триллер, жестокий и романтический. Это было внове для кинематографа начала 40-х. Непривычным для зрителя тех лет оказался и один из главных героев — детектив Сэм Спейд в исполнении Хамфри Богарта.

Сыщик стал олицетворением «героя нового времени»: беспринципным, циничным, самовлюбленным обаятельным мерзавцем. Как знать, стал бы образ Спейда из «Мальтийского сокола» каноническим, если бы детектива сыграл Джордж Рафт («Лицо со шрамом», «В джазе только девушки»), которому изначально предлагалась роль. Но актер не пожелал работать с неопытным постановщиком и выбрал другой проект.
В итоге Богарт образовал изящный дуэт с Мэри Астор («Встреть меня в Сент-Луисе»), персонаж которой имеет все характерные черты femme fatale. Мисс Уандерли, в действительности оказывающаяся Бриджид О’Шонесси, — роковая красотка, расчетливая, изворотливая, пленяющая мужчин исключительной сексуальностью.

Еще одна несомненная удача Хьюстона — участие в фильме Сидни Гринстрита. «Мальтийский сокол» — дебют на большом экране британского театрального актера, участника труппы Лант-Фонтейна, которому на тот момент шел шестьдесят второй год. Уникальная манера речи, одновременно пугающая и убаюкивающая, и характерная внешность милого недотепы позволили Гринстриту перевоплотиться в нетипичного злодея.

Его «Толстяк» — персонаж, в котором смутная угроза уживается с внешней приветливостью и благожелательностью. Но мистер Гутман — человек очень опасный. Ведь только такой мог противостоять проницательному уму и необычайной силе воле Сэма Спейда.

В жанровом кино того времени зрители привыкли к приветливым, однозначно положительным героям. Частные детективы обычно соединяли в себе способности Шерлока Холмса и веселый нрав персонажей Фреда Астера. Они уважительно относились к женщинам и, как правило, были моногамны.

Спейд оказался совершенно иным: настоящим ловеласом, но совсем не таким, каким два десятилетия спустя окажется экранный Джеймс Бонд — учтивым и галантным. Любовницы героя Богарта могли оказаться обманутыми, оскорбленными и униженными. Характерен в этом плане финал «Мальтийского сокола», в котором даже бесконечно влюбленный взгляд мисс О’Шонесси не способен поколебать детектива и отговорить его от низкого, по сути, поступка.

Сэм Спейд мог бы оказаться типичным негодяем, которому невозможно сопереживать. Но безмерная харизма Хамфри Богарта и несколько штрихов в сценарии, позволяющие двояко трактовать поступки мужчины, превратили Спейда в персонажа, которому хочется сопереживать.
Удивительно, но для фильма об убийствах и расследованиях, в «Мальтийском соколе» преступно мало перестрелок, драк и погонь. Точнее говоря, их в ленте практически нет. Однако это ничуть не снижает градус напряжения. Отлично прописанные диалоги, вкрадчивая музыка Адольфа Дойча («Оклахома!», «Квартира») и замечательная работа Хьюстона с первоисточником сделали так, что постановка кажется насыщенным событиями остросюжетным экшн-фильмом, хотя фактически представляет собой череду разговорных сцен.

Джон Хьюстон мастерски варьирует и поддерживает темп. Например, в одном из эпизодов персонажи общаются размеренно, их фразы достаточно пространны:

 — Она хотела развестись с ним, чтобы выйти замуж за тебя, и он не дал ей развод. Тебе есть, что добавить?
 — Не перегибай палку! Сначала ты говорил, что я убил Ферсби, потому что он убил Майлса. Это никак не соответствует твоей новой идее, что я убил и Майлса тоже.
Но в другом моменте темп заметно повышается, и герои говорят, выплевывая слова, будто патроны — миниган:
 — Это он убил Арчера?
 — Конечно.
 — Мистер Спейд, не думаете ли вы, что я имею отношение к смерти Арчера?
 — А вы имеете?
 — Нет.
 — Это хорошо.

Также в моменты эмоционального напряжения герои говорят заметно быстрее, а монтажный ритм меняется в зависимости от происходящего на экране.
После «Мальтийского сокола» мир увидел множество фильмов о попавших в самые неприятные обстоятельства не самых приятных людях. Были среди этих картин и знаменитые «Сансет бульвар» Билли Уайлдера, «Милдред Пирс» Майкла Кертица, «Почтальон всегда звонит дважды» Боба Рейфелсона. Но «Мальтийский сокол» остался в истории не только как новаторский для 1940-х фильм, но также как одна из лучших жанровых постановок мирового кинематографа.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda