Закрытие городского кинотеатра делит фильм на две части. Наивная часть посвящена удовольствию молодых жителей Анарина от жизни. После закрытия основного центра досуга, герои сталкиваются с взрослой реальностью, где необходимо получать высшее образование, работать, служить на благо родной страны, где есть разочарования и боль.
Весь фильм строится на конфликте: сначала преобладают мягкость и ребяческая доверчивость, а дальше рушатся мечты и появляются терзания. Необдуманная женитьба сталкивается с родительским неодобрением, сын священника имеет педофильские наклонности, «запретная любовь» заканчивается страхом, теряется интерес. Друзья дерутся, город опустевает, время «счастья» кончается. Все, что строилось Ковбоем в пригороде Техаса, разрушено, — пришло новое поколение, преобразовавшееся из активных подростков в упадочных взрослых, погрязших в рутине, работе и скуке. Сложно прямо назвать сюжет «развивающимся», если на деле все приходит к упадку. В этом есть свое очарование. Упадок — такая же часть жизни, как и подъем. Без одного немыслимо другое. Очарование заключено в неповторимости моментов юности. Моментов незабываемых и ярких, имеющих свой конец и влияющих на нынешнюю жизнь.
Тему фильма иллюстрируют конкретные сцены. Герои смотрят две картины в кинотеатре — в начале и в конце. Первый фильм «Отец невесты» комичен, — проблемы, связанные с подготовкой к свадьбе, высмеиваются. Последний киносеанс проходит с показом «Красной реки» — вестерна, в котором присутствует архетип Лихого Ковбоя, который воплощает в «Киносеансе» Сэм.
Богданович снимает картину о разрушении, но делает это так умело, оставляя ощущение того, что время для нынешнего поколения еще впереди, и оно непременно будет счастливым. Такое ощущение создается из-за открытой концовки, дающей повод для размышления над будущим героев. Вероятно, именно это хотел донести режиссер сиквелом «Техасвилль», вышедшим на экраны в 1990 году, почти через двадцать лет после премьеры «Последнего киносеанса».