геннадий гусев | 6 МАРТА 2022

ЛЕДИ ИЗ ШАНХАЯ: В СЕТЯХ ЛАБИРИНТА

Классический film noir с присущими ему чертами: пессимистическим настроением, закрученным интригующим сюжетом, закадровым текстом, femme fatale, циничными героями и острыми диалогами

ЛЕДИ ИЗ ШАНХАЯ: В СЕТЯХ ЛАБИРИНТА

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.03.2022
Классический film noir с присущими ему чертами: пессимистическим настроением, закрученным интригующим сюжетом, закадровым текстом, femme fatale, циничными героями и острыми диалогами
ЛЕДИ ИЗ ШАНХАЯ: В СЕТЯХ ЛАБИРИНТА
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 06.03.2022
Классический film noir с присущими ему чертами: пессимистическим настроением, закрученным интригующим сюжетом, закадровым текстом, femme fatale, циничными героями и острыми диалогами

— Как только я ее увидел, я надолго потерял разум.

Из фильма «Леди из Шанхая»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Орсон Уэллс
Страна: США
Год: 1947

Далеко не все классические фильмы имели успех в прокате. Поначалу их могли не принять. Однако с течением времени статус подобных картин менялся, на них начинали смотреть по-другому.

Одной из таких лент является постановка Орсона Уэллса «Леди из Шанхая». Неприятности начались еще на производственном этапе.

После завершения съемок боссы Columbia Pictures потребовали вырезать из готового материала больше одного часа экранного времени. Автор «Гражданина Кейна» согласился, но даже в таком виде фильм провалился в американском прокате (что интересно, в Европе ленте сопутствовал успех). Не церемонились с ним и рецензенты. Они писали о том, что фирменные приемы режиссера не работают так, как надо, а лишь отвлекают от основной сюжетной линии.

Неудача была настолько крупной, что повлияла на взаимоотношения Уэллса с его женой, исполнительницей главной роли в «Леди из Шанхая» Ритой Хэйворт. А дальнейшая карьера постановщика в Голливуде оказалась под вопросом. Впрочем, все разрешилось благополучно, и Орсон Уэллс продолжил свою впечатляющую карьеру.
«Леди из Шанхая» — классический film noir со всеми присущими ему чертами: пессимистическим настроением, закрученным интригующим сюжетом, закадровым текстом, обязательным присутствием femme fatale, циничными героями и острыми диалогами.

Однако кое-чем фильм Орсона отличался. В отличии от других картин действие экранизации романа Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь» развивалось в солнечных южных странах (чуть позже критики дали название этому направлению film soleil), а стилистические отсылки финальной сцены к «Кабинету доктора Калигари» заставляют вспомнить о традициях немецкого экспрессионизма.

Некоторые представители прессы называли «Леди из Шанхая» первой нуарной комедией. Действительно, рассказчик (закадровый голос самого Уэллса) словно бы подтрунивает над персонажами и теми серьезными ситуациями, в которые они попадают.

А сама история и правда выглядит крайне запутанной. Когда безработный странствующий моряк Майкл О’Хара (Орсон Уэллс) встречает в Центральном парке Нью-Йорка красавицу Эльзу Баннистер (Рита Хэйворт), он тотчас влюбляется. Женщина приглашает Майкла поработать на ее яхте. Проблема в том, что Эльза замужем. Во время их путешествия в Сан-Франциско через Панамский канал супруг-инвалид Эльзы Артур (Эверет Слоун) начинает что-то подозревать.

Ситуация усложняется, когда партнер Артура Джордж Грисби (Гленн Андерс) делает Майлу необычное предложение. Он хочет, чтобы Майкл инсценировал собственную гибель.
Продолжительность постановки — всего один час двадцать семь минут. Но событий в фильме настолько много, и они так спрессованы во времени, что кажется, словно хронометраж «Леди из Шанхая» минимум в два раза больше.

Это происходит благодаря стилистическим режиссерским решениям с интересными метафорическими отступлениями, великолепным Орсону Уэллсу и Рите Хэйворт — для создателя «Печати зла» и «Ватерлоо» роль наивного и прямолинейного Майкла стала одной из лучших в его актерской карьере, — а также работе художника по костюмам Жана Луиса («Гильда», «Кадиллак» из чистого золота", «Гамбит»).

Луис создал оригинальные костюмы: женские персонажи в фильме носили изящные легкие платья миди, черные сатиновые купальники и блейзеры, шорты с высокой талией; мужские — свободные парусиновые рубашки, щегольские капитанские фуражки и двубортные пальто. Луис, скорее всего, получил бы Оскар, если бы в то время существовала профильная номинация — она была учреждена только на следующий, после выхода картины год.
В «Леди из Шанхая» сконцентрировано не так много любимых приемов Уэллса. Во-первых, это комбинированные съемки и обилие крупных планов. Во-вторых, образность авторского киноязыка любопытно обыгрывает характеры героев (хитрые и изворотливые персонажи уподоблены акулам, наивные и доверчивые — рептилиям). А финальная сцена картины со временем стала одной из самых запоминающихся в истории кино.

С другой стороны, заметно, что фильм неплохо «порезан». Некоторые эпизоды смонтированы довольно грубо. Это придает постановке незавершенность, обрывочность. А герой Уэллса выглядит комичным, нежели романтичным — внешность актера не очень удачно рифмуется с каноничным образом героя-любовника.

Тем не менее «Леди из Шанхая» увлекает неплохой детективной интригой, радует одиозным злодеем и обаятельными протагонистами, а также сильной визуальной составляющей. При этом сложная повествовательная линия вкупе с «колючим» монтажом ничуть не портят впечатление от фильма.

Редактор: Лена Черезова

Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda