АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА
21 СЕНТЯБРЯ 2019

ЩЕГОЛ: ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Рецензия на неоднозначную экранизацию нашумевшего романа Донны Тарт от Джона Краули
Режиссер: Джон Краули
Страна: США
Год: 2019


12 сентября 2019 года состоялась долгожданная премьера фильма «Щегол» – экранизации романа Донны Тарт с Сарой Полсон, Энселом Элгортом, Николь Кидман и Финном Вулфардом.

В американском прокате кинолента показала не самые утешительные результаты. Бокс-офис за первую неделю собрала 2,6 млн долларов. При этом, бюджет «Щегла» – составил 45 миллионов.

За операторскую работу отвечал Роджер Дикинс – один из лучших в своем деле, его «Бруклин» номинировали на Оскара в трех категориях в 2016 году .

Кинокритики «Щегла» восприняли неодназначно. Например, для Егора Москвитина, фильм - это не самая лучшая репродукция оригинала - первоисточника Донны Тарт: «как быть с этим фильмом тем, кто уже знаком с подлинником «Щегла», — большая загадка. Наверное, им лучше отправиться не в кино, а в книжный. «Щегол» — история о магической силе подлинника. Возможно, репродукция ему вообще была ни к чему».

Хронометраж «маленькой птички» – 2,5 часа. Сюжет рассказывает о двух этапах жизни главного героя Тео. Сначала – о его детстве, теракте в музее, борьбе с психологической травмой от потери матери, скитаниях по опекунам. Затем – о взрослой жизни.

Проблем у него и правда немало. В результате теракта в Метрополитен-музее у него погибает мать. В обломках стен и экспонатов Тео видит единственного выжившего человека. Незнакомый мужчина просит Тео забрать из разрушенного музея уцелевшую картину Карла Фабрициуса «Щегол» и направляет в антикварный магазин. Этот момент играет определяющую роль в жизни Тео. Картина связывает его с воспоминаниями о матери. Хозяин антикварного магазина воспитает в Тео любовь к истории и повлияет на выбор профессии. Но это произойдёт не сразу.

После взрыва маленького Тео определяют в зажиточную семью одноклассника Энди Барбура. Холодные оттенки в оформлении дома Барбуров и их любовь к вычурной «музейности» передаёт отношение семьи к мальчику – его здесь полюбят не сразу. Дети Барбуров будут задирать Тео, глава семейства тактично игнорировать, а миссис Барбур не успеет к нему привязаться – мальчика заберёт родной отец. Когда он вернется сюда снова, изменения накроют с головой. Дом и миссис Барбур встретят главного героя со всей любовью и нежностью, на которую только способны, а сам Тео чуть было не станет законным членом семьи. Миссис Барбур увидит в нём идеального спутника жизни для своей дочери.
Ощущение времени для Тео меняется в зависимости от города, окружения и его возраста. В Нью-Йорке дни стремительные – события развиваются быстро. Он впервые влюбляется, привыкает к новому укладу жизни. Лас-Вегас встречает жарким солнцем, одиночеством. Там Тео оказывается с легкой подачи отца, которого интересует счет социального страхования сына больше, чем его будущее. В Амстердаме же главного героя накрывают с головой повышенные градусы и наркотические приходы.

Главные темы, которые раскрываются в фильме – это вневременная ценность искусства и «эффект бабочки». Воспоминания о прошлом не покидают Тео во взрослой жизни. Так, например, Борис – друг детства – спасает его от одиночества в Лас-Вегасе и от саморазрушения в Амстердаме. Однако сам Борис стал одной из причин этого разрушения.

Особое место отведено песку и воде как элементам повествования. Они выступают временными порталами, переносящими зрителя из одной «эпохи» в другую. Вот только появляются эти эффекты слишком часто, а от того – становятся предсказуемыми.

Не обошелся «Щегол» и без любовной линии. Сложной, запутанной, коммерческой и неразделённой. Дочь миссис Барбур согласна стать женой Тео, чтобы не ранить чувства матери и разделить капитал. Сам Тео любит другую женщину. Романтика в фильме все же остаётся на втором месте. В центре внимания режиссера вопросы самореализации личности и ответственности за сохранение картины. Если говорить начистоту, то ни с тем, ни с другим Тео в итоге не справляется.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda