ЮЛИЯ САЛИХОВА
12 ФЕВРАЛЯ 2020

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО РИЧИ

Новая криминальная картина британского бунтаря как возвращение к истокам творчества
Еще до выхода «Джентльменов» в прокат было ясно, что Гай Ричи возвращается к истокам. Об этом он заявил сам, решив, что можно отложить экспериментальный опыт с Диснеем и вернуться к написанию витиеватых историй о британском преступном мире с обязательными атрибутами в виде травки, пушек и шуток про цыган.

После успеха криминальных картин «Карты, деньги, два ствола» (1998) и «Большой куш» (2000) Ричи зарекомендовал себя в кинематографическом сообществе как один из талантливейших режиссеров и сценаристов. Его первую полнометражную работу сравнивали с ранним Тарантино, критики восхваляли Ричи за обновление британской киноиндустрии. Визитной же карточкой режиссера стали закрученные сюжеты, которые сделали его криминальные комедии культовыми.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Идея снять «Джентльменов» пришла к Ричи почти 10 лет назад, однако после криминальных картин «Револьвер» (2005) и «Рок-н-рольщик» (2008), режиссера понесло куда-то не туда: вместо оригинальных сюжетов он решил обратить свое внимание на «готовые» истории культовых персонажей, таких как Шерлок Холмс, Король Артур и Алладин. Последний был снят под руководством студии Дисней, и несмотря на коммерческий успех, разочаровал фанатов классического почерка Ричи нетипичными амплуа и ориентацией на массового зрителя.

Однако Ричи пообещал вернуться к истокам и слово сдержал. Пускай это не продолжение «Рок-н-рольщика», которое скорее всего уже никогда и не увидит свет, но зрелая работа автора со стилистически выверенными чертами, относящими к эпохе классического Гая Ричи.
СЮЖЕТ
В центре сюжета «Джентльменов» – наркобарон Микки Пирсон, построивший империю на выращивании марихуаны. Решив отойти от дел, он заключает сделку с американским бизнесменом, но в дело вмешиваются китайцы. Усложняет историю карате-бойзбэнд под крылом харизматичного Тренера.

«Джентльмены» отличаются нелинейным повествованием, первая сцена сразу отдает флэшбэком: пинта пива окрашивается в красный, а сигаретный дым окутывает начальные титры. История предлагает окунуться в кинопутешествие «назад к истокам»: старая школа, широкоформатное кино, хитрый сценарий, который еще в начале намекает на слом четвертой стены, но к финалу кажется уже не столь убедительным.
ГЕРОИ
Как в «Куше» и «Стволах», в «Джентльменах» Ричи использует свои коронные фишки с отмоткой, длинные словесные перепалки, абсурдные каламбуры и неожиданные повороты сюжета. В новом фильме кроме основной линии повествования о противостоянии, встречаются и истории невинных остолопов – излюбленных персонажей Ричи. В «Джентльменах» незадачливые идиоты решают все, и несмотря на то, что классический образ джентльмена – это костюм-тройка, часы и дорогая обувь, главным рыцарем у Ричи оказывается Тренер в спортивном костюме в исполнении Колина Фаррелла. Сыграв в эпизодической роли, Фаррелл смог перетянуть одеяло зрительского внимания на себя с самого первого появления в кадре. После фильма «Залечь на дно в Брюгге» это едва ли не лучшая роль Колина, которая по своим амбициям напоминает персонажа Бреда Питта в «Большом куше».

Больше всего экранного времени уделено помощнику Пирсона Рэю в исполнении Чарли Ханнэма, который уже работал с Ричи над фильмом «Король Артур». Персонаж Ханнэма одет с иголочки и эстетически воплощает на экране классический образ джентльмена. Однако герой кажется слишком пресным, хотя и является персонажем первого плана.

Оскароносный МакКонахи в «главной» роли смотрится весьма убедительно и солидно. Его герой находится в самом расцвете сил, дерзко ведет себя с конкурентами, но при этом по-джентльменски обходится с женой. После «Далласского клуба покупателей» Мэттью удалось вырваться из образов декораций к главным героиням мыльных опер нулевых. Из-за этого навязанного имиджа, трудно представить МакКонахи в «Стволах» или «Куше», там он бы смотрелся скорее странно и нелепо, но в «Джентльменах» он на своем месте.

Некогда секс-символ Хью Грант в «Джентльменах» наравне с Фарреллом привносит в историю фарса и комедии, только в отличии от Тренера, его персонажа назвать джентльменом язык никак не повернется. Персонаж Гранта («сценарист» Флетчер) воплощает на экране низменные пороки человечества: он манипулирует, угрожает и играет сразу на две стороны.

Единственной женщиной в этом мужском коллективе стала Мишель Докери, сыгравшая жену Микки Пирсона. Ричи не стал прописывать женских персонажей и выделять им большое количество экранного времени, что, впрочем, картине пошло только на руку, речь ведь идет о мире мужских разборок и криминала.

Новая картина отличается зрелостью не только самого Ричи, но и его персонажей. В отличие от «Куша» и «Стволов» герои здесь взрослые и солидные. Это уже не те мелкие лондонские преступники, а гангстеры нового поколения, проворачивающие куда более серьезные аферы.
На съемках фильма «Джентльмены»
Сюжет «Джентльменов» пусть и не настолько закрученный как в ранних работах мастера, но Ричи и не стремился переплюнуть самого себя. Более того, нельзя сказать, что «Джентльмены» – это перепев старых композиций, режиссер скорее использует прежний формат, избегая при этом самоповторов благодаря структуре «фильм внутри фильма» с прозрачно-мутным намеком на слом четвертой стены. Ричи удалось снять достойный фильм, который на волне последних его экспериментов смог вернуть доверие фанатов, полюбивших работы британца за неожиданный сюжет, черный юмор и криминальную философию уличного Лондона.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda