АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 14 ЯНВАРЯ 2021

ПРОЩАНИЕ: РЕАЛЬНАЯ ЛОЖЬ

Драма героини, которая ностальгирует по утраченному дому и готовится к разрыву связи с детством

ПРОЩАНИЕ: РЕАЛЬНАЯ ЛОЖЬ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 14.01.2021
Драма героини, которая ностальгирует по утраченному дому и готовится к разрыву связи с детством
ПРОЩАНИЕ: РЕАЛЬНАЯ ЛОЖЬ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 14.01.2021
Драма героини, которая ностальгирует по утраченному дому и готовится к разрыву связи с детством
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Лулу Ванг
Страна: США, КНР
Год: 2019

Расставание с родным человеком, взросление, семейный маскарад и разные взгляды на культуру и традиции. Почему трагедия выглядит комичной и как одного человека все члены семьи держат в благом неведении о собственной смерти? Американский режиссер и писательница китайского происхождения Лулу Ванг представила личную историю переживаний сначала в книге «Реальная ложь», а затем в полнометражном фильме «Прощание».
Человеку знакомо чувство, когда отпускать близкого совсем не хочется. Мы хватаемся за него и ищем причины, чтобы провести как можно больше времени с тем, кто вскоре умрет. С ситуацией встречается начинающая писательница Билли. Она каждый день созванивается с бабушкой. Родственницы живут в разных странах — одна в Америке, другая в Китае — и прибегают к невинной лжи. Билли поначалу умалчивает об отказе в получении студенческой стипендии и проблемах с жильем и финансами, бабушка не говорит об участившихся походах в больницу и сеансах томографии.

И вот приходят результаты обследования бабушки Най-Най. Заключение врача — рак на последней стадии, но о заболевании будут знать все, кроме самой Най-Най. С этого начинаются подчеркнутые различия в культурах стран Востока и Запада. Семья принимает решение устроить праздник и собраться вместе, а не сообщать о трагическом известии. В китайских больницах и врачи идут в сговор с родственниками пациентов, если те не хотят, чтобы он знал о диагнозе.

Так начинается перформанс всех членов семьи перед жизнерадостной Най-Най. Они бодро разговаривают о жизни и успехах за границей и как бы между прочим готовятся к свадьбе единственного кузена.
Режиссер Лулу Ванг показывает историю семейной драмы гиперболизировано, как и принято в кино. Пока одни члены семьи высказываются в пользу эмигрирования на Запад, другие яростно защищают китайские традиции. К передаче душевных переживаний она подходит как к показу живописных пейзажей природы — сначала видишь ее непоколебимость, а уже в следующую секунду становишься свидетелем бури. Для съемки Лулу Ванг принимает решение использовать сферические линзы, чтобы избежать попадания бликов и искажений в картинку. Ничего не должно отвлекать зрителя от главной цели всех героев кинокартины «Прощание» — во чтобы то ни стало сохранить секрет и счастливое лицо.

Перед съемками фильма Лулу Ванг ознакомилась с работами скандинавов Рубена Эстлунда и Роя Андерссона, а также британского режиссера Майка Ли. У последнего она перенимает мрачное чувство юмора. Другого в картине и не представишь. Отчасти вдохновением для Ванг послужили хорроры и триллеры. Из них режиссер взяла технику создания напряжения. В таких фильмах в кадре создается атмосфера некоего страха из-за того, что мы не видим, но всегда чувствуем. Например, при первой встречи с бабушкой Най-Най, главная героиня не знает как правильно вести себя, не выдавая эмоций, она и вовсе закрывается.

К сокрытию правды Билли сначала подходит с осторожностью. Она не хочет обманывать любимого человека и пытается разобраться, почему ложь может оказаться во благо. Вопросы адресует родителям, врачам. Для ее проамерикализованного мозга выбор семьи остается загадкой, с которой ей нужно свыкнуться и принять, не ища ответа на житейский ребус.

И что же бабушка Най-Най? Она изредка кашляет, но все списывает на возраст. Ее энергичные марафоны по лестницам и подготовка свадьбы совсем не стыкуются с неминуемо приближающейся смертью.
Драма происходит в сердце главной героини Билли. Она ностальгирует по утраченному дому и готовится к разрыву связи с детством. Родственники за столом неустанно задаются вопросом — стоило ли покидать родину, оправданы ли ожидания и почему им легче оставить своеобразную главу семейства на попечение служанки, а не присматривать за ней самостоятельно. Но лейтмотивом всех действий персонажей и каждой сцены на экране становится вопрос об оправдании лжи, хоть и из добрых намерений. А тут существует несколько точек зрения.

Что случится, если всегда говорить правду, мы видели в фильме «Лжец, Лжец» Тома Шедьяка. Другой взгляд на это нам показала Лулу Ванг.

Мы знаем, что решение может зависеть от множества переменных факторов, а итоговый выхлоп — правда или ложь — только от человека.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda