В этом фильме есть и много других проявлений власти. Вот потные, черные от сажи рабочие надрываются на улицах Лондона и в его фабриках. Вот двух яростно дерущихся женщин растаскивает в разные стороны толпа мужчин. Вот малолетний подручный Байтса получает от хозяина тумаки за неповиновение. А вот молодую девушку (вероятно, проституированную) против ее воли целует взасос богатый толстяк. Этот фильм позволяет очень четко понять, как можно разными способами нарушать личные границы человека: вопросами, прикосновениями, комментариями, приказами. Мы все живем в этом мире постоянного распределения иерархий и власти, она душит нас своим хоботом, но не дает умереть. Потому что в смерти есть парадоксальная свобода.
Фильм и сам, словно слон, крепко стоит на своих широких ногах. Он настолько прост и однозначен, что здесь нет ни лазейки для интерпретации, ни эпизода для трактовки. Короче говоря, это не тот Линч, которого мы любим и привыкли видеть. Это самый нормальный, в плане близости к норме, фильм. Обычно у режиссера спрашивают, зачем он снял «Дюну», но зачем он снял «Человека-слона»? Важно понять, что привлекло такого художника, как Линч, к столь простому сюжету (вспомним здесь, что через 20 лет он снимет «Простую историю»). Возможно, это был образ настолько страшного человека, что наш мозг отказывается верить в его существование. Образ классически противоречивый, как в песне: «на лицо ужасные, добрые внутри». Возможно, это был флер мрачной романтики вкупе с простой и душевной историей. Книга, послужившая источником информации о Мэверике, называется «Человек-Слон: Этюд о человеческом достоинстве». Речь идет не только о достоинстве одного конкретного человека, но о достойном отношении к человеку вообще, о человечности. Суммируя вышесказанное, это картина о том, что даже самые странные из нас — тоже люди, и все мы заслуживаем нормального отношения. Линч берет аксиому гуманизма и втискивается в нее со всеми своими кошмарными образами, тревожными бликами света, драматичными наездами камеры и невротическими звуками на фоне.
Все это было бы невозможно без актера, исполняющего главную роль под бесконечными слоями грима (каждый раз накладывать его нужно было от семи до 12 часов). Джон Херт играет того человека-слона, который противится своей театрально-балаганной сути. Он не желает никого развлекать, он желает познавать мир вокруг себя и нравиться людям (как и любой нормальный человек), он галантен и религиозен, он обходителен с дамами, он любит искусство. Все его поведение выражает одно: такой душе тесно в ТАКОМ теле. Джон словно пытается вырваться из этой неуклюжей оболочки, но каждый раз, до самого конца его ждет неудача. Херт играет своего тезку исключительно глазами и поворотами тела, насколько это позволяет огромное количество пенопластовых накладок. Даже нам, привыкшим к различным гуманоидам научной фантастики и кроненберговским чудовищам, человек-слон внушает целую гамму чувств, и это в равной степени заслуга гримера (Крис Такер) и актерского мастерства. По легенде, на нижней части многослойного костюма было написано: «Надеюсь, это того стоило». Еще как стоило.