Гораздо позже, в 1982 году, жанрообразующий статус «Глубокого сна» будет закреплен в пародийном капустнике «Мертвые не носят клетчатого», созданном комиком Карлом Райнером. На 20% эта комедия состоит из ужимок жеребчика Стива Мартина; на оставшиеся 80 — из кадров, вырезанных из ранних черно-белых нуаров. Персонажи «Потерянного уикэнда», «Джонни Игера» и «Стеклянного ключа», стоило им очутиться в стебной вселенной Райнера, превратились из круто сваренных мизантропов в гороховых шутов при галстуках и стетсонах. Один лишь Филип Марлоу перекочевал в пространство сатиры практически без изменений. Чеканные реплики и хитрую ухмылку нарушителя спокойствия невозможно так просто перекроить на монтажном столе.
Еще сложнее сообразить сценарий для помотивчика Чандлера таким образом, чтобы публика не занималась обсуждением сюжетных дыр на выходе из кинотеатра. «Я так и не разобрался, кто там кого порешил», — изречение, которым Ховард Хоукс ехидно и, что самое главное, емко объяснил, к чему может привести давление цензуры. Известное дело, к чему — к мигреням и пересъемкам. Шишки из Warner Bros. затеяли кромсать и перелопачивать допрокатную версию «Глубокого сна» по двум причинам. Первая — табуированные темы (гомосексуализм, дистрибуция порно). Вторая — лисьи глазки актрисы Лорен Бэколл, которым, по мнению продюсеров, досталось слишком мало экранного времени.
А так ли страшен супервайзер, как его малевали? За интригой без порции виски не уследить, а герои плюют на банальную логику — да ради Бога. Доколе нам бояться сценарных качелей, когда сочные диалоги досрочно закидывают фильм в дамки. Не нужно плакать по убитому на медиане хронометража здравому смыслу, если от кадавра до кадавра лента не играет в размеренность. В 1944-м робкий налогоплательщик смотрел «Двойную страховку» Уайлдера ради твиста перед титрами. В 1949-м — терпел монологи агента Ригби в «Подкупе» Леонарда, ибо в конце поджидала эффектная перестрелка на фоне карнавальных фейерверков. Ну, а что «Глубокий сон»? Он не настаивается до финала, а подается уже забродившим. Такое кино не смакуют — проглатывают не разжевывая, так как шероховатость сценария компенсируется действием в темпе allegro, и даже чуть поживее (по меркам блокбастеров середины XX века, разумеется).