ЮЛИЯ САЛИХОВА | 28 ИЮЛЯ 2020

БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ: СОСТАВ КОКТЕЙЛЯ БРАТЬЕВ КОЭН

Классические персонажи-идиоты, нелепо-философские диалоги, стилистика 60-х, политика, феминизм, социология, религия – все это под сиропом из нецензурной лексики с кубиками легкой эротики

БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ: СОСТАВ КОКТЕЙЛЯ БРАТЬЕВ КОЭН

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 28.07.2019
Классические персонажи-идиоты, нелепо-философские диалоги, стилистика 60-х, политика, феминизм, социология, религия – все это под сиропом из нецензурной лексики с кубиками легкой эротики
БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ: СОСТАВ КОКТЕЙЛЯ БРАТЬЕВ КОЭН
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 28.07.2019
Классические персонажи-идиоты, нелепо-философские диалоги, стилистика 60-х, политика, феминизм, социология, религия – все это под сиропом из нецензурной лексики с кубиками легкой эротики
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Джоэл Коэн, Итан Коэн
Страна: США, Великобритания
Год: 1998

Что получится если надеть на человека старый потрепанный халат, дать ему в руки стаканчик белого русского и отправить катать шары в боулинг? Классический Чувак, Чувакер, Эль Чувачино — как вам больше нравится. Главный герой кинокартины «Большой Лебовски» — Чувак в исполнении Джеффа Бриджесса стал культовым персонажем и занимает важное место в современной культуре. Лебовски одной левой создал новую религию дудаизм, а правой с легкостью изменил стереотипно-сексистское мнение о, казалось бы, «женском» коктейле белый русский, сделав его брутально-мужским. Для создания любимого чуваковского напитка особых навыков не требуется, достаточно смешать водку, сливки и кофейный ликер. Итан и Джоэл Коэны решили не ограничиваться тремя ингредиентами и намешали в своем забористом фильме всего понемногу: классические персонажи-идиоты, нелепо-философские диалоги, стилистика 60-х, политика, феминизм, социология, религия — все это под сиропом нецензурной лексики с кубиками легкой эротики.

Культовая комедия братьев-сценаристов Итана и Джоэла Коэнов, вышедшая в 1998 году, неуверенно катилась по боулинговской дорожке, выбив страйк несколькими годами позже. Критики встретили картину Коэнов прохладно, а интернет-издания и вовсе заклеймили комедию, назвав ее худшей их работой. Кинокритики были недовольны большим количеством обсценной лексики, которой, по их мнению, братья-сценаристы залатали дыры в диалогах. Тем не менее, Лебовски удалось собрать вокруг себя армию фанатов-последователей, а сам фильм был провозглашен первой культовой лентой эпохи Интернет.

Несмотря на внимание к политической и социальной жизни США, историю Чувака любят и понимают во всем мире. Об этом свидетельствуют ежегодные фестивали имени Лебовски и даже возникновение нового философского учения, основанного на образе и мышлении главного героя.

СТИЛЬ

Стиль фильма крутится не только вокруг ковра, который задавал стиль всей комнате в квартире главного героя. Старый поношенный халат, запах которого, если включить фантазию, можно почувствовать через экран, застиранная одежда, предназначенная для домашнего использования, сандалии, заколка, убирающая локоны Чувака — дань костюмерам тут отдавать не нужно — все это элементы гардероба самого Джеффа Бриджесса.

Основа визуальной составляющей картины заключается в главной локации — боулинг-площадке, которая обеспечила фильму важную составляющую ретро стиля. По словам Джоэла Коэна боулинг выступил анахронизмом эпохи не столь далекой, но все же безвозвратно ушедшей. Тем не менее, постановщики старались избежать стандартных ретро-клише 60-х, например, от использования плакатов с люминесцентной краской и гелевых светильников было решено отказаться. Вместо этого декор фильма составили мебель 50−60-х годов, а главное — бесформенные неоновые звезды, которые являются основным мотивом интерьера боулинга и кроме того встречаются в сновидениях Чувака.

МУЗЫКА

Музыкальная часть фильма имеет особое значение, в некоторых сценах она направлена на то, чтобы лучше раскрыть сюжет и обозначить шутку. Звучащие в такси Eagles, например, разбивают расовые стереотипы, а упоминание Металлики добавляет интимной обстановке фарса и нелепости. Каждому герою отведена своя музыкальная тема для лучшего отражения характерных черт личности. Для Чувака Коэны выбрали Creedence, рассказчику достался Боб Нолан, а немецким нацистам-нигилистам техно-поп.

ПОЛИТИКА

Политический ингредиент Лебовски пытается заполнить чуть ли не половину всего фильма. История Чувака пришлась на начало 90-х — время конфликтов с Садаамом и ирокезами. Про войну в персидском заливе Чувак вместе с друзьями рассуждает, развалившись на диване в боулинге. Затронув масштабный мировой конфликт, Коэны вероятно не планировали вызвать бурные дискуссии по этому поводу внутри фильма или за его пределами. Скорее всего, необходимость данного упоминания была направлена на то, чтобы показать зрителю вовлеченность (или точнее не вовлеченность) Чувака в мировые проблемы. Через упоминание политических событий становится ясно, что Чуваку, живущему по канонам хиппарства и пофигизма, нет никакого дела до проблем масштабных. Обоссанный ковер, который задавал стиль всей комнате — вот, что волнует главного героя. Другому персонажу — Уолтеру Собчаку (Джон Гудман) — ветерану войны во Вьетнаме, страдающему посттравматическим синдромом, напротив, есть дело до всего, что происходит в мире. Правда только на словах, на деле Собчак и пальцем не пошевелит, особенно в Шаббат. Толерантность по отношению к американцам «неамериканской» расы Коэны иронично обыграли именно с подачи Уолтера, который назвал главного виновника испорченного ковра азиатоамериканцем. И таких мелких деталей в фильме предостаточно. Использовать абсурдные насмешки Коэны не боялись никогда. Что уж говорить, если в «Большом Лебовски» даже нацисты изображены как непутевые порноактеры-нигилисты.

СОЦИОЛОГИЯ

В фильме раскрывается проблема несоответствия образа жизни главного героя установленным в обществе социальным нормам. Акцентируя внимание на философию нигилизма и дармоедства, Коэны наделили главного героя мировоззренческой позицией, которая если не ставит под сомнение вопросы нравственности, то устанавливает свои каноны поведения, отличающиеся от общепринятых.

Философия гедонизма Чувака основана на распитии спиртных напитков в любое время суток, а также отказе от работы и нормальной одежды. Чувак, впрочем, не отрицает вопросы морали и не ставит под сомнение идеалы, как это делает Уолтер Собчак, принципы и идеалы которого мешают ему жить правильно, хотя тот и уверен в обратном.

ФЕМИНИЗМ

Действие картины совпадает не только с мировыми политическими конфликтами, но и пришлось на подъем третьей волны феминизма, которая началась в начале 90-х годов 20 века в США. Коэны решили не упускать феминисток из вида и наделили главное женское лицо фильма Мод Лебовски (Джулианна Мур) резко вагинальными взглядами. Как и свойственно феминисткам третьей волны, героиня Мур не стыдится своего тела, а использует сексуальность как инструмент раскрепощения женщин, поэтому носит халат на голое тело. Кроме того, феминизм того времени уделял большое влияние микрополитике, поэтому Мод Лебовски (справедливо или нет) считает, что именно она является главой компании ее отца (того самого Большого Лебовски). В ходе сюжета однозначного ответа на вопрос, кто в доме хозяин не дается, ясно лишь то, что, обыграв ситуацию как формальное главенство мужчины под реальным руководством женщины, Коэны попали феминисткам в самое сердечко. Братья-сценаристы кажется с головой окунулись в вопросы женской дискриминации и феминистской борьбы того времени. Какой посыл задумывался Коэнами изначально не совсем ясно. Если это ироничная насмешка над борющимися за свои права женщинами, то она вышла смазанной, а феминистка в исполнении Джулианны Мур на фоне остальных персонажей выглядит как адепт адекватности.

СЕКС

Непринужденная сексуальность фильма раскрывается на вступительных титрах, когда имя Джулианны Мур появляется на момент вхождения нужных пальцев в отверстия шара для боулинга. Для тех, кто этого не заметил, Коэны припасли похожую сцену «пальцы-шар» в иллюзиях Чувака, представившего себя героем порнофильма «Кеглебитская сила». В этом сновидении, кстати, одними шарами дело не ограничивается. Бриджесс в этой сцене парит под юбками танцовщиц, наградив своего персонажа странной улыбкой. Если верить истории, рассказанной самим Джеффом, актрисы, сыгравшие танцовщиц, решили над ним подшутить с помощью париков, спрятанных в нижнем белье. Искусственных волос, торчащих из-под трусиков, зритель конечно не видит, но неловко-чудаковатое выражение лица Бриждесса в этой сцене заставляет поверить в эту байку.

Секса в фильме много, но он не показан буквально, зрителю остается только додумывать. Особое внимание Коэны уделили здесь порно-индустрии, наделив большую часть второстепенных персонажей причастностью к данному виду творчества. Мелкие детали с намеком на эротику можно заметить по ходу фильма. А можно и не заметить. Коэны снимают секс легко, естественно и даже насмешливо. Ясно одно, в «Большом Лебовски» Итану и Джоэлу удалось сохранить баланс между откровенной похабщиной и непринужденными намеками на пошлость.

РЕЛИГИЯ

Религиозная доля коктейля Коэнов делится на несколько составных частей. Вероисповедание Чувака не раскрыто, но комичным воззрениям его друга по боулингу Уолтера Собчака уделяется толика экранного времени. Польский католик Уолтер под влиянием бывшей жены-еврейки придерживается традиций иудазма. Играть в Шаббат или даже подходить к телефону Собчак отказывается наотрез. На контрасте с Уолтером Коэны добавили в сюжет психованного Иисуса, который никакого Шаббата не соблюдает и разводит руки в стороны только ради того, чтобы показывать восьмилеткам свой детородный орган, а также использует в речи угрожающие сексуальные метафоры. Коэны, для которых не существует запретных тем для иронии, делают здесь упор на гиперболизации религиозного вопроса без открытой насмешки над чувствами верующих.

Спустя 7 лет после выхода фильма сформировалось целое религиозное течение — дудаизм (англ. dude — чувак), основанное на мировоззрении и поведении главного героя. Дудаизм призывает вести себя по-чуваковски, что значит просто плыть по течению и не волноваться по пустякам, ценить маленькие радости жизни и получать удовольствие из простых занятий вроде игры в боулинг с друзьями. Сами дудаисты ставят особый акцент на том, что это их религия — это не какая-то шутка, все довольно серьезно. Официальная организация дудаистов на данный момент носит гордое звание «Церковь чувака последних дней».
Коктейль братьев Коэнов под названием «Большой Лебовски» включает массу ингредиентов, сочетание которых добавляет картине утонченный оттенок и оставляет приятное послевкусие. «Большой Лебовски» — это не шот, а лонг-дринк, который нужно смаковать и наслаждаться каждой минутой.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda