АЛЬБИНА АХАТОВА | 27 ДЕКАБРЯ 2022

БАНШИ ИНИШЕРИНА: ИРОНИЧНО И ГРУСТНО

Зарисовка из жизни маленького ирландского острова, какой она была сто лет назад

БАНШИ ИНИШЕРИНА: ИРОНИЧНО И ГРУСТНО

АЛЬБИНА АХАТОВА | 27.12.2022
Зарисовка из жизни маленького ирландского острова, какой она была сто лет назад
БАНШИ ИНИШЕРИНА: ИРОНИЧНО И ГРУСТНО
АЛЬБИНА АХАТОВА | 27.12.2022
Зарисовка из жизни маленького ирландского острова, какой она была сто лет назад
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Мартин Макдона
Страны: Ирландия, Великобритания, США
Год: 2022

Во всем мире, кроме России, в кинотеатрах показывают новый фильм Мартина Макдоны. В его четвертой полнометражной картине в главных ролях снова снялся дуэт Брендана Глисона и Колина Фаррелла, которых мы могли видеть в черной трагикомедии «Залечь на дно в Брюгге».

В основу сценария легла одноименная несостоявшаяся пьеса Макдоны — она должна была завершить трилогию об Аранских островах, на которых режиссер провел детство, после первых двух частей: «Калека с острова Инишмаан» и «Лейтенант с острова Инишмор». Три острова Аран — Инишмаан, Инишмор и еще должен был быть Инишир (о том, что есть Инишир, а что Инишерин, расскажем чуть позже).
Интрига в фильме закручивается буквально с первых минут: Патрик Салливан в исполнении Фаррелла как обычно заходит за своим другом Колумом Доэрти в исполнении Брендана Глисона, чтобы вместе пойти в паб. Но что-то не так: друг не отзывается, и Патрик, потершись у окна его дома, уходит, полагая, что Колум его догонит. Но этого не происходит. Становится понятно, что друзья поссорились, только Патрик не понимает из-за чего. Бессознательно зритель ждет, что вскроется некая возмутительная и дерзкая выходка Патрика, из-за которой он станет антагонистом. Но когда он добивается ответа от Колума, выясняется, что все намного прозаичнее — тот больше не хочет общаться с Патриком, потому что он скучный. А Колум не хочет теперь тратить свое время и оставшуюся часть жизни на скучных людей, которые, понимаете ли, два часа могут рассказывать, что именно они «нашли в дерьме своего ослика». В ответ на последующие попытки Патрика заговорить с ним Колум угрожает отрезать по одному свои пальцы и, надо сказать, держит слово.

Банши в ирландской и шотландской мифологии — привидения-плакальщицы, предрекающие смерть тем, кто их увидит. Их частенько поминает Симус Финниган в «Гарри Поттере», а еще у Рэя Брэдбери есть рассказ «Банши», мистическую составляющую которого он переплетает с личной жизнью режиссера Джона Хьюстона — для его «Моби Дика» литератор писал сценарий в начале 1950-х. При просмотре фильма возникает закономерное предчувствие появления этого привидения, после перерастающее в вопрос: «А кто тут за банши-то?» Пожалуй, все-таки старуха-«упыриха» миссис МакКормик с трубкой во рту, жуткими глазами и сморщенным лицом в черно-красной накидке, в знаковом исполнении Шилы Флиттон — актриса сильно болела, но Макдона подстраивался под ее возможности. Она и смерть буквально предсказывает, и труп из реки достает, и выглядит пугающе. Даже просто в качестве человека не хотелось бы ее встречать. В этом персонаже заключена одна из главных тем фильма — фатум, предназначение, неотвратимость. Как смерти, две из которых предсказывает «упыриха», так и предсказуемой однообразной жизни.
Одна из главных частей ирландской жизни и вообще ирландской нации, наравне с банши — музыка — также, разумеется, присутствует в фильме. Колум — скрипач, и он решает с помощью заглавного музыкального произведения — «Банши Инишерина» — оставить след в мире после себя. Также он устраивает музыкальные вечера в пабе и репетирует со студентами музыкального колледжа.

Единственное, что печалит в этом фильме, кроме его грустной нотки как таковой — опять талантливый молодой ирландский актер Барри Кеоган в роли какого-то дурачка. После его прорыва в «Убийстве священного оленя», где Кеоган сыграл роль помешанного и жуткого подростка, сталкерящего, кстати, Колина Фаррелла, к нему прилепился этот ярлык, и режиссеры предпочитают снимать его в ролях именно этого типажа — тут и нервный, на понтах, выпендрежный сын мафиози в «Наркоторговце», и недалекий солдатик в «Черном 47-м», и мародер в «Легенде о Зеленом рыцаре», и случайная жертва в «Дюнкерке». В «Банши Инишерина» ему опять предлагается кривляться и отыгрывать неловкие ситуации и дурацкие шутки.

Западные части Ирландии считаются самыми аутентичными, потому что там живет больше всего людей, говорящих на ирландском языке. Вспомните черную комедию «Однажды в Ирландии», снятую, кстати, братом Мартина Джоном — там действие происходит в одном из таких регионов — Коннемаре. Там даже сегодня американский полицейский не в состоянии средь бела дня найти человека, который смог бы изъясняться с ним на английском. Но оба фильма сняты не на ирландском языке (иначе как их продавать мировой массовой аудитории). Действие «Банши Инишерина» разворачивается в таком истинно ирландском месте, в апреле 1923 года на самом восточном из Аранских островов Ирландии — собственно, Инишире, который у Макдоны превратился в Инишерин. То есть, такой вот Инишир в параллельной вселенной. Если верить статистике, то через три года от начала событий фильма население там составит 409 человек. И еще десять лет осталось до того, как сюда приедет Роберт Флаэрти снимать свой этно-фикшен «Человек из Арана». А пока на материке громыхают выстрелы еще не окончившейся Гражданской войны, которые далеким эхом долетают до жителей острова.
Инишир — и правда очень маленький остров, хотя сто лет назад он казался своим жителям огромным. «Новости с другой половины острова» требует хозяйка лавки и почтальонша по фамилии О’Риордан. А так как остров небольшой, то и сплетни его облетают мгновенно, становясь основным источником информации для жителей. Паб — единственное место социализации, где происходят главные события, после обрастающие слухами. И так далее по этому порочному кругу. Ну, а чем еще заняться на отрезанном от «материка» куске земли? Даже и «материк» ненастоящий, Ирландия ведь тоже остров. Сестра Патрика Шивон в ответ на заявление Колума о стремлении к нескучной жизни задает риторический вопрос: «Ты живешь на побережье моря на острове в Ирландии, о чем ты вообще можешь говорить?» Даже отъезжает она максимум в Ирландию: это непохоже на привычные масштабы ирландской эмиграции в Америку, которые мы привыкли видеть в кино.

С проблемой маленького острова и сталкивается Патрик — если не ходить в паб и не общаться с людьми, то что же тогда делать? Невозможность оставаться наедине с собой пугает его, поэтому он так отчаянно цепляется за Колума, сестру Шивон, ослика Дженни. Когда они исчезают из его повседневности, он пускает в дом лошадь, корову и другой скот, лишь бы не было одиноко. Режиссер акцентирует внимание на животных: к концу фильма они становятся чуть ли не полноправными персонажами. Ослик Дженни — главная любимица и подруга Патрика, он пускал ее в дом и раньше, несмотря на раздражение сестры. Оставшись один, герой окружает себя животными, потому что боится одиночества, но у них есть кое-что общее — это смирение, символом чего в христианской традиции и является осел, кстати. Таким же смиренным и оказывается Патрик. В отличие от Колума ему не хватает самодостаточности, а она не помешала бы на малонаселенном острове, где друзей не выбирают.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda