АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 28 февраля 2020

КВАРТИРА: КОМЕДИЯ ВОПРЕКИ

Привычка смотреть на трагедию как предпосылку для комедийного сюжета в классическом американском новогоднем фильме Билли Уайлдера

КВАРТИРА: КОМЕДИЯ ВОПРЕКИ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 28.02.2020
Привычка смотреть на трагедию как предпосылку для комедийного сюжета в классическом американском новогоднем фильме Билли Уайлдера
КВАРТИРА: КОМЕДИЯ ВОПРЕКИ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 28.02.2020
Привычка смотреть на трагедию как предпосылку для комедийного сюжета в классическом американском новогоднем фильме Билли Уайлдера
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Билли Уайлдер
Страна: США
Год: 1960


Режиссёр Билли Уайлдер — признанный классик. Его фильмы продолжают очаровывать зрителя и затрагивать актуальные вопросы, изображая попытки найти на них ответы с долей иронии и юмора. Старение, криминальные истории и измены Уайлдер показывает не через призму трагедии, а под увеличительным стеклом комедийности. И только посмеявшись над шутками зритель понимает всю серьезность затрагиваемых постановщиком тем. Подход режиссера к их выбору иногда относили в категорию безвкусных и аморальных (измены, любовники, попытки нажиться на ближних). Такая реакция со стороны критиков и зрителей была вызвана реалистичностью картин.

В Голливуде его прозвали Lucky Billy — сам Уайлдер говорил, что обладает способностью появляться в нужном месте и в нужное время. Но без его таланта и трудолюбия не было бы 20 номинаций на Оскар и 7 заслуженных статуэток.

Режиссёр с особым вниманием относился к сценарию. Он считал, что хороший замысел трудно разрушить. Поэтому у всех героев его фильмов есть предыстории, помогающие зрителю раскрыть последовательность их поступков и решений.
В фильме «Квартира» главный герой — рядовой бухгалтер страховой компании Нью-Йорка. Он одинок и добродушен. Поэтому и позволяет своим начальникам пользоваться собственной квартирой для интрижек. Они же обещают ему стремительное продвижение по службе. Так и происходит: начальник отдела кадров отзывается о Бакстере как об умном и смышлёном работнике, а на следующий день главный герой получает повышение. Слава о «золотом ключике» от квартиры Бакстера доходит и до начальника фирмы. Ему тоже время от времени требуется «безопасная территория». Комичность сюжета заключается в том, что Бакстер и его босс влюбляются в одну и ту же девушку — лифтёршу Фрэн Кубелик.

Тема фильма не нова для насмотренного американского или российского зрителя. О «маленьких людях» рассказывал нам еще Гоголь. Но здесь работники не становятся проекциями требований начальства. У каждого — своя история, жизнь, любовь и трагедия. Так, Фрэн в исполнении Ширли Маклэйн, девушка с надеждой обрести счастье. Но ей не везёт в выборе мужчин. При разговоре с Бакстером она открыто говорит об отговорках и привычках женатых мужчин, знает, что за красивыми фразами и регламентированными встречами продолжения не будет. Однако, любовь затмевает голос разума и хранит надежду на несбыточное. После одной из встреч с любовником, Фрэн решает принять снотворное. Её спасает Бакстер и видит в этом возможность завоевать девушку мечты.
Фильм «Квартира» — чёрно-белый, и большинство сцен в нем разворачивается в вечернее или ночное время. За счет этого выстраивается мрачная атмосфера и гнетущее настроение картины. Попытка суицида, разговоры об одиночестве и личном несчастье при просмотре не навевают скуку или депрессию. Билли Уайлдеру удается каждый трагичный фрагмент сдобрить щепоткой комичности. А завершается фильм хэппи-эндом — главные герои вместе проводят Новый год и начинают новую главу своей, уже общей, жизни.

Актерскую работу Джека Леммона и Ширли Маклейн отметили «Золотым Глобусом», а фильм «Квартира» вошел в список «100 лучших американских фильмов за 100 лет» по версии Американского института киноискусства наравне с «Крёстным отцом» Копполы, «Списком Шиндлера» Спилберга и ещё одним фильмом Уайлдера — «В джазе только девушки».
«Квартира» Уайлдера еще раз доказывает, что любая самая скверная история имеет шанс на счастливое завершение, если смотреть на неё сквозь розовые очки и сохранять доброту в сердце. Этим и хороша голливудская классика.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda