геннадий гусев | 13 СЕНТЯБРЯ 2021

НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА: НАД ЗЕМЛЕЙ

Увлекательное путешествие в завораживающий волшебный мир любви, эпическая сказка с впечатляющими видами природы и летательными аппаратами, отсылающими к произведениям Жюля Верна и Рубена Люциуса

НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА: НАД ЗЕМЛЕЙ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.09.2021
Увлекательное путешествие в завораживающий волшебный мир любви, эпическая сказка с впечатляющими видами природы и летательными аппаратами, отсылающими к произведениям Жюля Верна и Рубена Люциуса
НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА: НАД ЗЕМЛЕЙ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.09.2021
Увлекательное путешествие в завораживающий волшебный мир любви, эпическая сказка с впечатляющими видами природы и летательными аппаратами, отсылающими к произведениям Жюля Верна и Рубена Люциуса

— Неважно, каким оружием мы обладаем, или как развиты наши технологии. Мир не может существовать без любви.

Из фильма «Небесный замок Лапута»

ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Страна: Япония
Год: 1986

Стимпанк как направление научной фантастики сформировался в конце 1980-х, когда писатель Кевин Джетер впервые употребил данный термин и ввел его в оборот. Однако истоки поджанра можно найти и в 1960-х, и в 1970-х. Один из каноничных представителей стимпанка, картина, во многом предвосхитившая его появление — дебютный полнометражный аниме-фильм знаменитой японской студии Ghibli «Небесный замок Лапута». Режиссером проекта выступил Хаяо Миядзаки — мэтр в области анимации, создатель незабвенных произведений «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками» и «Ходячий замок».

Сценарий ленты нетипичен для работ мастера. Как правило, автор «Рыбки Поньо на утесе» редко обращался к классической трехактной структуре повествования с ее типичными завязкой, развитием конфликта и развязкой. Напротив, режиссер имел обыкновение пользоваться так называемым антисюжетом — принципом построения линии повествования, вступающим в противостояние с устоявшимися представлениями о повествовании, провозглашающим минимализм, случайность, непостоянность и нелинейность.
Сюжет полотна четко следует традиционной формуле — «Небесный замок Лапута» оказывается наиболее простым приключенческим фильмом в карьере японского режиссера. По словам Миядзаки, он намеревался снять картину, которая в первую очередь понравится детям.

Начало XX века. Альтернативная реальность. Воздушные пространства бороздят величественные летающие субмарины, а на земле повсеместно встречаются причудливые паровые машины и совершенные механизмы. Юная Сита является обладателем таинственного кристалла Летающего камня. Охоту за ним ведут воздушные пираты, которых возглавляет многоопытная Дора, и люди из секретной государственной службы под командованием правительственного агента полковника Муски. Чудесным образом избежав плена, молодая девушка знакомится с мальчиком Пазу из шахтерского поселка. Чтобы уцелеть, новоиспеченным друзьям предстоит уйти от погони и отыскать загадочный летающий остров Лапута, о котором ходят многочисленные легенды.

Название постановки апеллирует к «Путешествием Гулливера» Джонатана Свифта. Точнее, к третьей части романа, в которой протагонист достигает парящего в воздухе при помощи огромного магнита острова Лапута. Информация об этом встречается даже в самом фильме — в одной из сцен Пазу говорит Сите, что описанный в книге Свифта остров является вымыслом, а настоящий Лапута видел его отец.

Другим источниками вдохновения для Миядзаки стала манга «Sabaku no Mao». А показанное в ленте шахтерское поселение было во многом списано с британских шахтеров, с которыми режиссер познакомился во время визита в Уэльс в 1985 году.
Как и во многих произведениях Миядзаки, в «Небесном замке Лапута» большое внимание уделяется воздухоплавательным аппаратам. Более того, летают в фильме не только они, но и люди, и целые острова. Если рассматривать полет как метафору душевного и эмоционального состояний, то можно сказать, что «Небесный замок Лапута» — самое «летающее» произведение маэстро. Ведь полет — это вдохновение. А картина полностью пронизана глубоким воодушевлением.

В своем фильме Миядзаки противопоставляет милитаризм и пацифизм. Он демонстрирует, что машины и механизмы могут (и должны!) быть использованы не в качестве орудий убийств, но в мирных целях. В этом смысле показательно, что один и тот же робот предстает и служителем зла, и исключительно добрым существом.

Режиссер воспевает идеи гуманизма и экологической этики. Оберегать природу — сложная задача. Чтобы жить с ней в гармонии, нужно научиться чувствовать ее. Ведь окружающие нас рощи, леса, реки и озера — наш дом, первооснова нашей жизни. Природу нужно не подчинять, а понимать. Эта простая истина органично вплетена в сюжетную канву произведения.

Не менее значимыми для массовой культуры оказались образы, которые придумал для «Небесного замка Лапута» постановщик. Так, воздушные пираты появились в вышедшем позднее мультипликационном фильме «Walt Disney Television Animation» «Чудеса на виражах», летающие города — в компьютерных играх «Final Fantasy» и «BioShock Infinite».
Интересными получились и герои фильма. Нежная, искренняя и немного наивная Сита символизирует природу. Такого же сравнения удостаивается страстный, эмоциональный и добрый Пизу. Мальчуган также «отдувается» за человечество: прогрессивное, но не забывшее свои корни, научившееся жить в мире и согласии не только с самим собой, но и с природой.

Причем женский персонаж, как часто бывает у Миядзаки, чуть более объемный и выразительный, чем персонаж мужской. Такая расстановка приоритетов при работе над героями привычна для нашего времени, но была особенной для середины восьмидесятых, когда подавляющее большинство лент в качестве основного протагониста выбирали героя мужского пола.

Что интересно, выделяется и другой женский персонаж. Это предводительница воздушных пиратов Дора. Известно, что при ее создании режиссер держал в уме образ своей матери. Именно ее напоминает женщина, сперва внушающая страх, но позднее оказывающаяся бесконечно заботливым человеком. Ближе к финалу Дора становится для Пизу и Ситы своего рода приемной матерью.

А полковник Муска и выступающий на его стороне зловещий Генерал представляют политиков и военных, пытающихся подмять все (девственную природу) под себя. Их столкновение с протагонистами — движущий локомотив истории. Но есть в ней и другая интересная деталь. Это любовная линия Пизу и Ситы. Она выведена штрихпунктирной линией — не является основной в ленте, но намечена так уверенно, что не заметить ее нельзя.

Помогает взаимоотношениям Ситы и Пизу раскрыться музыка. Возвышенный, пышный саундтрек, который написал для картины постоянный композитор Миядзаки Дзе Хисаиси («Ушедшие», «Сказание о принцессе Кагуя»). Звучащие в постановке оркестровые и электронные мелодии специально не были синхронизированы с визуальной составляющей. Это было сделано для того, чтобы придать происходящему небрежности, случайности и естественности.
«Небесный замок Лапута» — увлекательное путешествие в завораживающий волшебный мир любви, эпическая восточная сказка с отчетливым влиянием западных мифов и легенд, яркая приключенческая лента с впечатляющими видами природы и летательными аппаратами, отсылающими к произведениям Жюля Верна и Рубена Люциуса Голдберга. Также это один из первых высокобюджетных анимационных японских фильмов в истории.

Сочетая настоящее и выдуманное, взрослое и детское, реальное и фантастическое, древнюю магию и достижения научно-технического прогресса, Хаяо Миядзаки показывает, что гармония человека и природы, любовь и добро обязательно спасут мир. Истина это общеизвестная, но у автора «Принцессы Мононоке» она выглядит свежо и поэтично.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda