олег прекраснов | 22 АВГУСТА 2020

«ТАКСИСТ» И «КОРОЛЬ КОМЕДИИ» В КОНТЕКСТЕ «ДЖОКЕРА»

«Джокер» Тодда Филлипса слоёный пирог из цитат, образов и структурных параллелей из ранних работ другого именитого постановщика, а именно Мартина Скорсезе
«ТАКСИСТ» И «КОРОЛЬ КОМЕДИИ»
В КОНТЕКСТЕ «ДЖОКЕРА»
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 22.08.2020
«Джокер» Тодда Филлипса — слоёный пирог из цитат, образов и структурных параллелей из ранних работ другого именитого постановщика, а именно — Мартина Скорсезе
«ТАКСИСТ» И «КОРОЛЬ КОМЕДИИ»
В КОНТЕКСТЕ «ДЖОКЕРА»
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 22.08.2020
«Джокер» Тодда Филлипса — слоёный пирог из цитат, образов и структурных параллелей из ранних работ другого именитого постановщика, а именно — Мартина Скорсезе
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
«Джокер» — одна из самых спорных и обсуждаемых картин 2019-го года, престижные призы которой как и хвалебные отзывы от критиков и зрителей часто дополняются резко негативными высказываниями в ее адрес. Часть кинематографической публики называют ленту переоцененной, кто-то — модным брендом и холодным искусственным расчётом, то есть заранее спланированным продуктом, не являющимся произведением искусства. Если взглянуть на фильм с позиции поиска кинематографических отсылок, то можно обнаружить, что «Джокер» Тодда Филлипса — слоёный пирог из цитат, образов и структурных параллелей из ранних работ другого именитого постановщика, а именно — Мартина Скорсезе. Сам Филлипс не скрывает любви к эпохе «Нового Голливуда»; более того, он подчеркивает, что на создание «Джокера» его вдохновили «Таксист» и «Король комедии». Разберём подробнее психологизм и повествовательные приемы, которыми оперирует «Джокер», и выстроим связь с упомянутыми картинами мэтра.
«Джокер», 2019
Психологически нестабильный главный герой, который живет в выдуманном им мире и страдающий от несправедливости общества — характерный образ, на котором основаны как «Джокер» Филлипса, так и «Таксист» с «Королем комедии» Скорсезе. В случае Артура Флека в исполнении Хоакина Феникса — это комик-неудачник, терпящий унижения и вынужденный принимать сразу несколько лекарств, чтобы окончательно не сойти с ума в жестоком мегаполисе. Бедняк и инвалид (у персонажа травма головного мозга), он представляется зрителю доброй душой, который искренне хочет приносить в мир радость, и подрабатывает клоуном на улицах и детских утренниках; также он ухаживает за больной матерью и в одной из сцен пытается развеселить соседскую дочку. Флек представляется зрителю «маленьким человеком», который случайно обретает оружие и находит ему применение во время избиения тремя менеджерами из компании Томаса Уэйна (Бретт Каллен). Последний — олицетворение власти и справедливости для большей части города.

Важной чертой персонажей в лентах Филлипса и Скорсезе является их острая чувствительность к несправедливости и ответная реакция на неё.

Расправившись с агрессивными молодыми людьми, и наблюдая, как Уэйн защищает их в телеинтервью, Артур начинает меняться: тёмная сторона — Ид — захватывает контроль над его психикой, что проявляется в таких деталях, как, например, смена руки письма с правой на левую по ходу фильма. От пассивного терпения обид и избиений он переходит в фазу активного сопротивления. Насилие в «Джокере» — гипертрофированное, а наблюдать за ним некомфортно, но в каком-то смысле оно может быть оправдано в контексте логики фильма: Флек убивает только тех, по вине которых страдает — ребята в метро, родную мать, бьющую его в детстве, или телеведущего Мюррея Франклина в исполнении Роберта Де Ниро, пригласившего героя на передачу ради смеха.

Перейдем к Трэвису Биклу, главному герою «Таксиста» — молодой Де Ниро, исполнивший в нем и в «Короле комедии» главные роли, является одним из важных звеньев в связке с «Джокером». Сутенёры, проститутки, коррумпированные политики — мы можем понять ненависть персонажа к «грязи» Нью-Йорка и его желание город «очистить».
На съемках фильма «Таксист», 1976
Посттравматический синдром, проявляющийся вследствие участия Трэвиса во Вьетнамской войне, подчёркивает его асоциальность и невозможность адекватного взаимодействия с обществом: так, он приглашает молодую девушку Бетси (Сибилл Шеперд) в порно-кинотеатр, а та его логично отшивает. По сюжету фильма, Бетси работает в штабе выборов нью-йоркского сенатора Чарльза Палантайна, и Бикл по ходу сюжета попытается его убить. Анархический настрой персонажа связан с поведением героя «Джокера», который превратился в символ хаоса и протеста государственной системе. Характерна сцена, в которой герой Де Ниро приходит на встречу с Палантайном и заводит разговор с сотрудником службы безопасности, будучи набитым оружием — опасностью, бомбой замедленного действия для представителей власти здесь является человек, доведенный до ручки социумом. До этого момента герой Де Ниро хладнокровно стреляет в темнокожего грабителя продуктового магазина, которого затем жестоко добивает продавец: ультранасилие, выходящее за рамки, которое представляется нормальным для самого героя — это ход Мартина Скорсезе для демонстрации крайностей, до которых может дойти персонаж, ведомый идеями о справедливости.

В 1982-м году вышла лента «Король комедии» с уже характерным для фильмов Скорсезе того времени сложным типажом Де Ниро в главной роли. Его герой — Руперт Папкин — считает себя смешным комиком, но монополизированная система шоу-бизнеса отказывается принимать такого, как он. Во всяком случае, так искренне считает сам Папкин. У него нет материала, над которым он работал бы (персонаж объясняет это выжиданием нужного момента для рывка), однако есть неудержимое желание ворваться в прямой эфир вечернего шоу Джерри Лэнгфорда (Джерри Льюис). Для выполнения цели Руперт преследует равнодушного телеведущего и от раза к разу получает отказ. Получает, но не принимает — герой словно оружие без предохранителя — со временем он идет на все более жесткие меры в своем стремлении стать известным публике комедиантом и вместе с напарницей берет Джерри в заложники. Непонимание персонажем фильма устройства общества, и какие существуют моральные рамки, настораживает не только зрителя, но и героев, с которыми Руперт контактирует — у них он вызывает жалкое впечатление надоедливого, наглого и глупого человека.

Главные герои «Джокера», «Таксиста» и «Короля комедии» просят обычного человеческого отношения к себе. Их сложные характеры, наивность и неполноценность вызывают у зрителя сопереживание и удовлетворение, когда они ступают на дорогу мести и насилия. Скользкий сутенёр в исполнении Харви Кейтеля в «Таксисте» не сильно отличается от лживого бывшего сослуживца по работе, которому Флек вонзает в глаза ножницы. В «Короле комедии» телеведущий Джерри высокомерно равнодушен к предложениям Папкина, поэтому тот идёт на киднеппинг. Это ни в одном из случаев не оправдывает насилие на экране; более того, жестокие и кровавые сцены сняты так, чтобы вызвать у зрителя чувства дискомфорта и неприязни. Стоит заметить, что в вышеупомянутых фильмах присутствует вероятность фиктивной концовки и неоднозначность: Флек и Бикл становятся героями для определённой части общества, Папкин имеет успех и пишет мемуары. Но случилось ли всё это в реальности, или представляется агонией разума?
«Король комедии», 1982
Структурные сходства и похожие мизансцены объединяют три фильма. Роберт Де Ниро, исполнявший главные роли у Скорсезе, в «Джокере» играет телеведущего вечернего шоу и сам по себе становится косвенной отсылкой к «Королю комедии». Связь между «Джокером» и «Королем комедии» устанавливается и в воображаемых Рупертом сценах, в которых он легко и успешно общается с Джерри (по аналогии, как Флек оказывался на шоу Мюррея в своих мечтах). Сцена, в которой Папкин рассказывает свои шутки перед нарисованным на стене зрительным залом, можно сравнить с выступлением Артура Флека на сцене внутри своих грез. В них над материалом героя «Джокера"действительно смеются. В своей голове Руперт имеет успех, общается с Джерри и встречается с темнокожей девушкой — ничего не напоминает?

Помните, как Флек подошёл к работнику психиатрической больницы «Аркхэм» и почти признался в убийстве? Сравните эту сцену с разговором Трэвиса Бикла и охранника на публичной встрече с сенатором. Улыбки, которые выдают Флек и Бикл, их еле сдерживаемую ярость. Кардинальные смены образов — Бикл с ирокезом и Флек с зелеными волосами в пиджаке — в «Таксисте» и «Джокере» происходят во второй трети лент. Обязательным компонентом картин являются моменты, в которых персонажи разговаривают сами с собой и готовятся к некоему событию — так, в «Таксисте» герой Де Ниро прорабатывает перед зеркалом поведение и задает самому себе культовый вопрос «Это ты мне?». В «Джокере» Артур Флек неоднократно репетирует своё появление на вечернем шоу, что очень похоже на сцены с Папкиным, воображающим себя успешным комиком. Момент в середине «Короля комедии», в котором Папкин комично бегает от полицейских из стороны в сторону, до боли напоминает концовку «Джокера», когда Флек выходит из палаты и пытается сбежать из отделения психиатрической больницы.
«Джокер», 2019
Расхождение взглядов и понятий о справедливости героев «Джокера», «Таксиста» и «Короля комедии» на мир с общепринятыми — пожалуй, один из самых важных лейтмотивов лент. Режиссер «Джокера» — Тодд Филлипс — в одном из интервью сказал, что в обертке фильма по комиксам он хотел создать действительно глубокую и психологичную ленту в духе классических остросюжетных «Таксиста» и «Короля комедии». Это лишь подчёркивает, что лента 2019-го года — идейный продолжатель эпохи и настроения «Нового Голливуда». Помимо прочего, упомянутого выше, Мартин Скорсезе является одним из продюсеров «Джокера», что в очередной раз намекает нам о пресловутой связи.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda