ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 14 ОКТЯБРЯ 2023

ДВА, ТРИ, ДЕМОН, ПРИДИ!: ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

Хоррор, который работает

ДВА, ТРИ, ДЕМОН, ПРИДИ!: ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 14.10.2023
Хоррор, который работает
ДВА, ТРИ, ДЕМОН, ПРИДИ!: ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 14.10.2023
Хоррор, который работает
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Я плохой человек. Сможете меня починить?


Из фильма «Два, три, демон, приди!»

Режиссеры: Дэнни Филиппу, Майкл Филиппу
Страны: Великобритания, Австралия
Год: 2022

Шокирующие первые кадры, атмосфера надвигающейся беды, умело выстроенный саспенс, проступающие сквозь безмолвный мрак повествования темы утраты и порочности человеческой натуры, исследование игры как основного эскапистского инструмента. Все это — дебютный фильм братьев-близнецов из Австралии Дэнни и Майкла Филиппу.

Дуэт вчерашних блогеров, неудержимым торнадо ворвавшийся в мир большого кино, при разработке «Два, три, демон, приди!» едва ли держал в уме дихотомическую природу «Правил игры» Жана Ренуара или берущие свое начало из средневековой европейской культуры макабрические мотивы танца смерти, но и то и другое в неявном виде присутствует в работе дуэта.
Герои их ленты — тинейджеры: остро переживающая смерть матери Миа (Софи Уайлд), поддерживающая ее лучшая подруга Джейд (Александра Дженсен) и ее парень Дэниэл (Отис Дханджи), делающий первые осторожные шаги во взрослую жизнь младший брат Джейд Райли (Джо Берд), а также спесивые одноклассники ребят Хейли (Зои Теракс) и Джосс (Крис Алозио).

Мать Джейд Сью (Миранда Отто) и отец Мии Макс (Маркус Джонсон) плохо знают, чем увлечены их дети — они присутствуют в истории как бы в роли наблюдателей; пристрастных, но бессознательно безучастных.

Когда компания собирается на очередную вечеринку, главной изюминкой которой становится отрубленная забальзамированная рука загадочного происхождения, вокруг приятелей начинает происходить всяческая чертовщина.

Держась за руку и произнося практически магическое «поговори со мной» (оригинальное название фильма — Talk to Me), человек впускает внутрь себя потустороннюю сущность. То, что звучит и выглядит как спиритический сеанс, для Мии и остальных является не более чем «кринжовой штукой», развлечением — в изображении молодого поколения «Два, три, демон, приди!» недалеко ушел от «Рассвета мертвецов», «Хэллоуина», «Кристины», «Кошмара на улице Вязов» и других классических лент жанра.

Штампов в хорроре братьев и правда немало. Они используют стандартные скримеры, проводят метафорические линии между сценой с умирающим кенгуру и нежеланием протагонистов брать ответственность за свои жизни на себя. Дэнни и Майкл отождествляют контакт с инфернальным злым духом и скрывающихся внутри каждого из нас демонов.
Применяя знакомые каждому любителю хорроров аудиовизуальные средства нагнетания напряжения (затемненные сцены, быстрый монтаж, уместные практические эффекты), авторы в большей степени увлекают, чем заставляют задуматься.

Еще бы, ведь на своем канале (RackaRacka — 6,8 миллионов подписчиков на YouTube) братья занимались режиссурой реслинговых поединков и любительских хоррор-роликов. Их послужной список включает в себя пародийные скетчи и трэшовые лайв-трансляции, которым позавидовал бы сам Джонни Ноксвил. В ходе своей интернет-карьеры начинающие кинематографисты поставили множество трюковых сцен, и такой опыт пришелся как нельзя кстати в их полнометражном дебюте.

Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале «Сандэнс», европейская — на берлинском, а знаменитая A24 приобрела права на показ «Два, три, демон, приди!» в Соединенных Штатах.

Столь пристальное внимание специалистов к хоррору обусловлено не только отличной работой выпускающих компаний Causeway Films, Bankside Films и Talk to Me Holdings, но и щедрым авансом, который выдали кинематографисты лично Дэнни и Майклу.

Действительно, в их полотне можно разглядеть elevated horror, так называемый арт-хоррор или постхоррор — вид фильма ужасов, в котором помимо основных стилистических особенностей направления в немалых объемах присутствуют также тонкий психологизм, а иногда даже социальная проблематика и вопросы политики.

И пусть «Два, три, демон, приди!» не обладает глубиной работ, скажем, Леона Фестингера или Гордона Олпорта, концентрируясь больше на вопросе «как», а не «почему», не прочувствовать символизм поступков Мии и скрытые на первый взгляд мотивы ее решений невозможно.
В настойчивых поисках дофаминового кайфа главная героиня произведения готова на самые отчаянные действия. Но удовольствие в данном случае заключается в боли — это обычный садомазохизм.

Девушка пытается заглушить свои страдания, она желает перестать винить себя в произошедшем. Но в результате проблема не решается. Напротив, все только усугубляется. Образуется замкнутый круг. Миа бежит не от мучающих ее неоднозначных вопросов, а от самой себя. В этом смысле та самая сцена с кенгуру — прозаическая, хоть оттого и не менее впечатляющая.

Хаос не сменяется на порядок даже тогда, когда подростки начинают играть в смертельную — правда, они об этом еще не догадываются — игру. Но правил тут нет. Точнее, они словно бы есть, но их нет.

Это как «кот Шредингера», но с демонами. Вы живы, но вы уже в преисподней. Вы чувствуете, но вы холодны внутри. Вы готовы к открытиям, но вас уже ничего не трогает.
Миа превращается в ходячий труп задолго до старта дьявольского дивертисмента. Ее шаги — шаги человека, для которого уже нет спасения. А люди вокруг нее могут лишь попытаться сохранить самих себя. Тем более, что никаких определенных рамок и границ не существует. Ведь их смертельная игра, равно и наша жизнь, идет по правилам и без.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda