геннадий гусев | 24 АВГУСТА 2019

БУЛЬВАР САНСЕТ: ЗАКАТ ЭПОХИ

Рецензия на нуаровую постановку Билли Уайлдера – роковые женщины, трагедии и жестокий мир кино

БУЛЬВАР САНСЕТ: ЗАКАТ ЭПОХИ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 24.08.2019
Рецензия на нуаровую постановку Билли Уайлдера – роковые женщины, трагедии и жестокий мир кино
БУЛЬВАР САНСЕТ: ЗАКАТ ЭПОХИ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 24.08.2019
Рецензия на нуаровую постановку Билли Уайлдера – роковые женщины, трагедии и жестокий мир кино
– Вы раньше снимались в немых фильмах. Вы были такая великая...
– Я и есть великая, это картины стали мелкими.
Из фильма «Сансет бульвар»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Билли Уайлдер
Страна: США
Год: 1950


Снять захватывающий фильм практически без положительных героев – задача непростая. Она под силу лишь исключительным режиссёрам. Таким, как Билли Уайлдер. В 1950 году вышла его постановка «Бульвар Сансет», удивившая зрителей не только отсутствием персонажей, за которых можно было бы переживать, но и ставшая одним из лучших образчиков позднего нуара.
Картина посвящена истории неудачливого сценариста Джо Гиллиса. Когда все его попытки покорить Голливуд оказываются тщетными, судьба случайно заносит его в особняк звезды немого кино Нормы Десмонд. Мужчина остаётся там жить. Он вынужден идти на сделки с совестью, чтобы достичь признания и славы.

Всё в ленте, начиная с её названия и заканчивая выбором актёров эпизодов (в ленте на мгновение появляются Бастер Китон, Сесил Б. ДеМилль, Анна Нилссон, Хедда Хоппер и Х.Б. Уорнер), говорит о стремительных изменениях в индустрии.

Рубеж 40-50-х – важное время для американского кинематографа. В первые послевоенные годы произошло множество важных событий: на Вайн-стрит было возведено здание «Capitol Records», открылась первая коммерческая телевизионная станция на Западном побережье, была основана Голливудская аллея славы, произошла массовая забастовка технического персонала, в связи с развитием урбанистики быстрыми темпами началось строительство драйв-инов – больших автокинотеатров под открытым небом.

И пусть до заката Золотого века Голливуда было ещё далеко, дело United States vs. Paramount Pictures, Inc. стало предвестником началом конца и повлекло за собой перемены в деятельности режиссёров, продюсеров, сценаристов, художников-постановщиков, операторов, актёров и остальных деятелей кинематографа. На смену вертикально интегрированным монополиям пришла свободная конкуренция, началась полная реформация бизнес-структур.
На съемках фильма «Сансет Бульвар»
В своей восьмой полнометражной картине Билли Уайлдер запечатлел дух времени и показал подноготную Голливуда – места, где, по его мнению, живут малодушные люди, гедонисты и приспособленцы. Режиссёр приоткрыл закулисье Фабрики грёз и разрушил зрительские иллюзии относительно непорочности мира кино.

Фильм стал и занимательной драматической историей о превратностях судьбы, и отповедью немого кино. Картина содержала в себе афористичные диалоги, объёмных персонажей, а также искусно вплетённые в сюжетную канву метафоры, которые являются стилеобразующими элементами постановки.

Так, интерьеры декадентского дворца наилучшим образом характеризуют внутренний мир Нормы. Самолюбование, незаметно превращающееся в параноидальное желание понравиться, выражается в десятках портретов актрисы, расставленных по всему поместью, а богато украшенные интерьеры лишний раз подчёркивают принадлежность актрисы к кругу сильных мира сего.

Но стремление к красивой жизни – не самоцель. Напротив, главное препятствие героев произведения – испытание славой. Бывшая звезда немого кино не видит ничего, кроме своего отражения в кривом зеркале. В нём она не уставшая женщина средних лет, а освещённая огнями рампы хорошенькая старлетка, в равной степени обаятельная и талантливая. Невостребованный сценарист готов стать альфонсом, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, а несостоявшаяся актриса Бетти Шефер, с которой у Гиллиса завязываются романтические отношения или, точнее сказать, интрижка, идёт на любые ухищрения, дабы только почувствовать себя живой и значимой.
В роли Нормы Десмонд блистает Глория Свенсон – звезда немого кино 1920-х годов. Она бесподобна в деталях: преувеличенные мимика и жестикуляция соседствует с подчёркнутой холодностью и лёгкой отстранённостью. В роли сценариста не менее хорош Уильям Холден. Актёр, для которого встреча с Уайлдером стала судьбоносной – вышедший четырьмя годами позднее «Лагерь для военнопленных №17» того же режиссёра принёс американцу первый и единственный Оскар за лучшую мужскую роль, – буквально живёт своим персонажем.

Знаменитый режиссёр Эрих фон Штрогейм выступает в образе дворецкого Нормы и по совместительству великого в прошлом постановщика Макса фон Майерлинга. Уайлдер был страстным поклонником кинематографиста и наполнил «Бульвар Сансет» множеством отсылок к его творчеству. Среди них выделяется сцена, в котором Норма смотрит «Королеву Келли» – фильм фон Штрогейма. Сама же фигура оказавшегося в забвении фон Майерлинга вдохновлена печальной судьбой режиссёра «Алчности» и «Весёлой вдовы», который фактически отошёл от дел с приходом эры звукового кино.
Эрих фон Штрогейм в фильме «Бульвар Сансет»
«Бульвар Сансет» признан классикой во многом из-за сильный режиссуры, отточенного сценария и выразительной актёрской игры. Но длящийся без малого два часа фильм вряд ли сумел бы удержать внимание публики, если бы не технически выверенная, прекрасно подчёркивающая мрачное настроение рассказа работа оператора Джона Ф. Сайца («Пять гробниц по пути в Каир», «Двойная страховка»). За неё кинематографист получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар».

Но Уайлдер не был бы самим собой, если бы не добавил в ленту юмор. Постановщик, начинавший карьеру в кино в качестве сценариста и автора романтических комедий, разбавил мрачные краски постановки светлым лёгким юмором. Таким образом, в диалогах Нормы и Джо, в разговорах других персонажей фильма смешиваются серьёзное и смешное.

Порой сложно отличить шутку от глубокой мысли. В одной из сцен Норма Десмонд говорит: «…В этом вся моя жизнь. И такой она будет всегда. В ней нет места чему-то ещё. Только мы… камеры… и эти чудесные люди там, в темноте». Настоящий трагизм героев «Бульвара Сансет» заключается в том, что они предельно искренни в своих чувствах и не могут жить по-другому – поэтому им больше нет места в новом, стремительно меняющемся мире.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda