ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 30 НОЯБРЯ 2022

ЗВЕЗДЫ В ПОЛДЕНЬ: В НЕДРАХ НИКАРАГУА

Триллер о терзании человеческих душ и побеге из экономически нестабильного «маленького мира»

ЗВЕЗДЫ В ПОЛДЕНЬ: В НЕДРАХ НИКАРАГУА

ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 30.11.2022
Триллер о терзании человеческих душ и побеге из экономически нестабильного маленького «мира»
ЗВЕЗДЫ В ПОЛДЕНЬ: В НЕДРАХ НИКАРАГУА
ЕКАТЕРИНА УВАРОВА | 30.11.2022
Триллер о терзании человеческих душ и побеге из экономически нестабильного маленького «мира»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Клер Дени
Страны: Франция, Панама, США
Год: 2022

Никарагуа. Здесь жарко и душно. Вокруг нищета, военные, нет Интернета и связи, мяса и «Кока-колы», паспорта и долларов, чтобы купить билет на самолет. Только молодой лейтенант, «который еще может», и престарелый министр туризма, «который уже не может»: для журналистки Триш они — единственная надежда на отъезд. Но пока ее просят подождать выборов (которые, естественно, куплены), следующего дня и чего-то еще. Она слоняется по разбитым, бедным и грязным улицам города, пьет ром, хочет купить шампунь.

Это наши дни. Коронавирус, люди в масках, антисептики и термометры на входе в крупные отели, где еще можно застать что-то, напоминающее цивилизованную жизнь: телефон, кондиционер, еду, пробники шампуня и Дэниэла. Но станет ли он спасением, а встреча с ним — удачей, а не обычной ночью, за которую он заплатит ей 50 долларов? Хороший вопрос.
Колонии, военное положение, вопросы глобализации экономики, которые мы встречаем в «Шоколаде» (1988) и «Белом материале» (2009) — важные темы для Клер Дени. Представительница современного авторского кино росла во французских владениях в Африке (при этом родилась она в Париже), что повлияло на тематику и направление ее будущих картин. В 60-е она работала ассистенткой у Джима Джармуша, Жака Риветта, а в 80-х начала снимать собственное кино.

Лента «Звезды в полдень» вышла в прокат в 2022-м, получив на Каннском кинофестивале «Гран-при» чуть ранее в этом же году. Фильм соединил в себе волнующие Клер вопросы, откровенность, отголоски эстетствующего Парижа и черты авторского кино.

Режиссер не рассказывает уже известную историю, а будто погружает зрителя в жизнь героев. Мы наблюдаем за Триш, ее роль исполняет очень красивая Маргарет Куэлли, за Дэниэлом, которого играет не менее симпатичный британец Джо Элвин. В начале фильма она носит разноцветную, хаотично подобранную одежду: черную юбку с красными сердцами, желтую майку, длинную ветровку. Он предпочитает костюмы, в основном, полностью белые. Ближе к концу героиня отказывается от цветной одежды в пользу черных спортивок с такого же цвета бархатной кофтой, но сделано ли это умышленно, чтобы показать, что она теперь предана своему спутнику — неизвестно. Два совершенно разных человека оказываются в обстоятельствах, которые заставляют их собрать вещи и бежать. Бежать в Коста-Рику.
На самом деле мы ничего не знаем о каждом из них. Триш представляется журналисткой, которая приехала в Никарагуа выполнять спецзадание. После звонка редактору все становится немного яснее: она написала несколько материалов про убийства и пропавших людей, но была уволена. А это значит, что денег на билет ей не пришлют — придется справляться самой. О Дэниэле мы знаем еще меньше. И та информация, которой он делится с Триш, потягивая пиво за барной стойкой, вполне может быть ошибочной. Что забыл в этой дыре этот бизнесмен? И почему мы должны ему верить?

При просмотре фильма все важные факты и данные путаются. Сначала хочется узнать, почему здесь так бедно, что тут делает журналистка, кого разыскивает полиция, кто купил местные выборы, кто все эти люди с автоматами на улицах, почему у Триш нет даже паспорта. Но потом понимаешь, что возникшие вопросы — лишь декорации, на фоне которых — настоящее чувство. Вспыхнувшая любовь — что-то почти нереальное, как бесплатный Wi-Fi, нормальный душ, шампунь и туалетная бумага. Тела, чувства и затянувшаяся интрижка выглядят искренними, тонкими, честными и местами очень даже красивыми. Быть вместе для героев — действие не только продиктованное простым человеческим «желанием», но и желанием выжить. И при этом делать это не в одиночку. Любовь здесь — настоящая и сиюминутная потребность. Оба героя понимают, что это не самое сильное чувство. Оно пройдет. Они не будут вместе навсегда, как в ромкомах или приключенческих фильмах, где герои проходят через адские трудности и вопреки всему клянутся в любви до гроба. Здесь герои просто пытаются справиться с обстоятельствами, а делать это в команде гораздо легче. Каждый из них одинок, но вместе они будто бы заполняют пустоту, дополняют друг друга. И любят — в том бедненьком мотеле, машине, тропиках, заброшенном здании. А что будет завтра, в каком-то смысле, неизвестно. Ведь завтра наступит конец света. И все закончится.
Съемка ведется так, будто бы мы решили подсмотреть, как живут реальные люди. Крупные планы, на которых большие глаза Куэлли то блестят от слез, то судорожно бегают, то смотрят в упор, тела обрезаются, а эмоции заполняют весь экран, чередуются с почти репортажной съемкой нищих районов, местных жителей, еды и пространства вокруг. На два с небольшим часа мы погружаемся в Никарагуа Клер Дени — солнечный снаружи и мрачновато-горький внутри. Через экран передается томление, духота и тревога. Это триллер. Многое здесь неясно, но оно и не должно быть ясным. Однако напряжение, нарастающее и давящее, страх и сопереживание, волнение и интрига будут зрителям обеспечены.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda