ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 14 СЕНТЯБРЯ 2019

ДУХ УЛЬЯ: СКАЗКА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

Рецензия на поэтическую притчу Виктора Эрисе, посвященную одиночеству, чудесам и детству

ДУХ УЛЬЯ: СКАЗКА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 14.09.2019
Рецензия на поэтическую притчу Виктора Эрисе, посвященную одиночеству, чудесам и детству
ДУХ УЛЬЯ: СКАЗКА ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ
ВАЛЕРИЯ КАРПОВА | 14.09.2019
Рецензия на поэтическую притчу Виктора Эрисе, посвященную одиночеству, чудесам и детству
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Виктор Эрисе
Страна: Испания
Год: 1973


Фильм Виктора Эрисе «Дух улья» не зря относят к золотому веку испанского кино: это чистое искусство, основная цель которого не в выполнении социальных задач, а в эстетическом наполнении. Оно погружает зрителя в простую и одновременно волшебную историю. На первый взгляд, сюжет наивен и незамысловат: маленькая девочка Ана, впечатленная фильмом «Франкенштейн» и страшными рассказами старшей сестры, начинает упрямо наведываться в мрачный заброшенный дом, в надежде встретить там что-то необычное, пусть даже страшное, но главное – чудесное. На практике же рассказ совсем не так однобок и изобилует множеством тонких деталей. Картина насквозь пропитана напряженной атмосферой, которая с первых кадров достигается при помощи мрачной цветокоррекции с преимущественно землистыми оттенками; рассредоточенных неструктурированных кадров, которые доводят зрителя до состояния растерянности; чрезмерно затяжных длинных планов. Эти приемы постепенно вводят зрителя в антураж снов, фантазий и мучительного ожидания перемен, в той или иной степени свойственных всем персонажам картины.
ЛИЦА И ПАРАЛЛЕЛИ
Знакомство с маленькой героиней начинается с темного зала кинотеатра, где в течение некоторого времени зритель может наблюдать крупные планы завороженных лиц детей. Этот эпизод – очевидная параллель к советской документальной короткометражке «Старше на 10 минут», которая вышла через 5 лет после выхода фильма Эрисе. Только у испанского постановщика эмоциональность гораздо более сдержанная, как и сама юная героиня. Ее тяжелый серьезный взгляд пугает, диссонирует с непосредственным внешним обликом. В 2002 году был создан кино альманах «На 10 минут старше: Труба», посвященный пониманию времени. Над ним работали выдающиеся режиссеры, среди которых был и Эрисе. На этом замкнулось кольцо взаимного вдохновения.

Вообще, лица в «Духе улья» преимущественно несчастные и отрешенные. Диалогов в фильме практически нет, и это неожиданное отсутствие ярко подчеркивает одиночество героев: только у кого-то оно мучительное, а у маленькой Аны – вдохновляющее. При этом, большая часть фильма посвящена именно одиночеству и детству.
ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ
Один из повторяющихся, знаковых и весьма поэтичных операторских приемов в фильме – это круговая съемка, благодаря которой создается эффект присутствия: камера движется по часовой стрелке и следит за матерью семейства Аны, а против часовой – за отцом. Мать живет в прошлом и, кажется, может заставить время обернуться вспять, проводя большую его часть во сне и сжигая письма, которые некому отправить. Отца при этом больше интересуют его любимые пчелы, ставшие для него суррогатом реальной жизни, а не трагедия супруги. Потому что так ему очевидно проще.

Герои пытаются убежать от своих проблем не только в переносном смысле: Ана то и дело сбегает к заброшенному дому; ее мать ходит на вокзал, словно мечтая навсегда уехать из родного города; а отец часами напролет в одиночестве бродит по полям. Ключевые моменты фильма происходят преимущественно ночью, что подчеркивает всеобщее мрачное настроение.
ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ СЧАСТЛИВЫ ОДИНАКОВО
Размышления главы семьи об устройстве улья тягучи как мед. Герой отказывается от вовлечения в жизнь социума, предпочитая спасаться философией. Даже стекла в доме семьи главных героев выполнены в виде сот – элементов убранства, которые намекают на тотальную увлеченность отца семейства своим делом и полное равнодушие к происходящему вокруг, к близким людям, погибающим от равнодушия. Персонажи фильма пытаются спастись от одиночества и уходят от реальности в мир фантазий: отец занят пчелами, мать – письмами и снами, Ана – поиском Франкенштейна и призраков, а старшая сестра – заигрыванием со смертью и бесконечными розыгрышами, порой страшными и жестокими. Никто не замечает нужды в близости, которую испытывают ближние. Все герои картины погружены в свои внутренние миры, но только Ана находит в них что-то хорошее.
ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ
Мы видим мир глазами ребенка. В основе сюжета – простая история бурного, но кратковременного детского увлечения, которая разворачивается на фоне серых будней и семейной рутины, привычной декорации жизни. В фильме прагматичный мир взрослых противопоставляется миру детей, который преисполнен безграничной веры в чудеса. В сознании ребенка переплетаются реальность и вымысел, мрачное сливается со светлым, страшное кажется притягательным. Детское восприятие прослеживается даже в самой структуре фильма: череда кадров случайна и хаотична как цветные стеклышки в калейдоскопе. «Дух улья» – это сложное кино. История, которая, в первую очередь, задевает чувства. Фильм-сказка, фильм-размышление, фильм-высказывание, но высказывание молчаливое и осторожное, как и всякое чудо, которое открывается только тем, кто искренне верит в него.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda