геннадий гусев | 23 ФЕВРАЛЯ 2020

СПАРТАК: ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ

Эпичный пеплум Стэнли Кубрика как лента со сложной судьбой, создаваемая под давлением студийной системы

СПАРТАК: ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.02.2020
Эпичный пеплум Стэнли Кубрика как лента со сложной судьбой, создаваемая под давлением студийной системы
СПАРТАК: ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 23.02.2020
Эпичный пеплум Стэнли Кубрика как лента со сложной судьбой, создаваемая под давлением студийной системы
— Свободы хотят все, но не все готовы умереть за свободу.
Из фильма «Спартак»
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Стэнли Кубрик
Страна: США
Год: 1960


Не все постановки Стэнли Кубрика носят ярко выраженный авторский почерк. Есть в числе работ знаменитого режиссёра картины, при создании которых все ключевые решения оставались за студийными боссами. Одна из таких лент — «Спартак», фильм со сложной судьбой и один из самых успешных проектов Universal Studios.

В основу сюжета картины легла книга Говарда Мелвина Фаста, которая, в свою очередь, базируется на исторических источниках об одном из крупнейших восстаний Древнего мира. Процесс создания постановки действительно вышел непростым: сценарий многократно переписывался, в числе кандидатов в режиссёрское кресло успели побывать Дэвид Лин, Джозеф Лео Манкевич, Лоуренс Оливье и Энтони Манн (автор «Эль Сида» даже успел снять несколько вступительных сцен), разработка батальных сцен, в которых участвовало 8500 статистов, требовала полной концентрации и детальной проработки.

Рассказывающее о восстании рабов-гладиаторов объёмное произведение (продолжительность картины — три часа семнадцать минут) вышло во времена расцвета пеплума — жанра исторического кино с характерными особенностями в виде использования античных или библейских сюжетов, большого хронометража, эпичных батальных сцен и героики как непременного атрибута повествования.

Этим характеристикам соответствует «Спартак» Стэнли Кубрика. Хотя, по мнению самого постановщика, ограничение его свободы на съёмочной площадке привело к тому, что фильм вышел не таким убедительным, каким мог бы, критики довольно высоко оценили работу. Картина была отмечена на многочисленных кинофестивалях, показав эпичное восстание рабов через личную трагедию главного героя — Спартака, роль которого в картине исполнил Кирк Дуглас.
Вместе со звёздным актёром в постановке приняли участие не менее уважаемые артисты: Лоуренс Оливье («Грозовой перевал», «Марафонец») перевоплотился в древнеримского полководца и политического деятеля Марка Лициния Красса, Чарльз Лотон («Мятеж на Баунти», «Свидетель обвинения») – в члена римского Сената Гракха, Питер Устинов («Камо грядеши?», «Масло Лоренцо») – во владельца школы гладиаторов Лентула Батиата, Джин Симмонс («Гамлет», мини-сериал «Поющие в терновнике») – в возлюбленную Спартака, рабыню Варинию, а Джон Гэвин («Психо») сыграл Гая Юлия Цезаря.

Первая половина картины посвящена тренировкам Спартака и других рабов в лагере для гладиаторов, а также знакомству центрального персонажа с Варинией и развитию их взаимоотношений. Вторая – противостоянию многотысячной армии Спартака и римских легионов, а также подковёрным интригам в Сенате.

Рабы в «Спартаке» – воплощение образа добродетели. Ссор и склок в их рядах не наблюдается, а сам Спартак, даром что родился и прожил всю сознательную жизнь с оковами на руках, предстаёт человеком высоких моральных ценностей и железной воли. Так, например, в одной из сцен главный герой отказывается овладеть незнакомой женщиной, так как «он – не животное».

Отвага, бескорыстие, чувство справедливости и доброта Спартака помогают ему не терять надежду в тяжелейших условиях. Он мечтает о свободе, мире и любящей семье. Но как лидер повстанцев планирует строить жизнь рядом со своими последователями, если осуществит задуманное, нам не известно.
Напротив, патриции в истории Кубрика — по большей части персонажи многосторонние. При всех своих явно отрицательных качествах (жестокость, завистливость, лицемерие, мстительность, алчность) они не лишены условно-положительных черт. И если Гракх, например, хлопочет на своё место в Сенате ввиду личных интересов, то Красс изображён в ленте человеком, искренне считающим, что рабство — одна из основ процветания Римской империи. В его отношении к рабам нет ничего личного. Потому Спартак и его последователи воспринимаются Крассом в первую очередь как угроза для государственности.

Персонаж Лоуренса Оливье проявляет мужество на поле брани, но отчаянно боится оступиться в политике или личной жизни. Когда любовным интересом Красса, неожиданно для него самого, становится Вариния, он пытается бороться с охватившим его нежным чувством. Но проиграв это локальное сражение, талантливый полководец понемногу теряет хватку: ему становится сложнее сдерживать себя, он всё чаще проявляет слабость, совершая нехарактерные для него импульсные поступки. Он не знает, как «сопротивляться» любви.

Не имея достаточной власти во время работы на съёмочной площадке и при обсуждении сценария, Кубрик, тем не менее, наполнил фильм небезынтересными мыслями. Во-первых, община Спартака по своей форме отдалённо напоминает коммуну с её устройством системы общественной собственности и социального равенством. Эта аналогия выглядят особенно интересно по той причине, что постановка вышла в эпоху маккартизма — общественного движения в США, характеризовавшегося нарастанием антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан.

Во-вторых, режиссёр сумел добиться сокращения числа диалогов, увеличив количество созерцательных сцен. Разумеется, в процентном отношении их всё равно оказалось заметно меньше, чем, к примеру, в «Космической одиссее». Также, почерк мастера угадывается в сцене финального сражения повстанцев с армией Красса — когорты римлян перемещаются на поле битвы, словно фигуры на шахматной доске (Кубрик очень любил эту игру и часто делал референсы в её сторону в своих работах).
«Спартак» вышел почти одновременно с «Бен-Гуром». Стэнли Кубрик, однако, всегда избегал сравнений с постановкой Уильяма Уайлера. Напротив, он любил приводить в пример «Александра Невского». Такое сопоставление не выглядит абсолютно очевидным, ведь фильм мифологизировал восстание рабов в Древнем Риме, сделав героев однозначно положительных и отрицательных. Этого в фильме Эйзенштейна нет. Но морализаторство не помешало Стэнли Кубрику добавить в ленту политический подтекст. Рабы фактически ничего не декларировали, но недвусмысленной была мысль о марксистском начале в несформировавшейся идеологии протагониста.

«Спартак» — героический пеплум, красочный, мелодраматический и необыкновенно помпезный. Лента продолжила лучшие традиции крупнобюджетного голливудского кино с его героизацией протагониста, чётко обозначенной мелодраматической линией, однозначным разделением героев и морализаторством, а также со временем стала образцом классического исторического фильма. При создании своих постановок на него равнялись Серджо Корбуччи («Сын Спартака»), Ридли Скотт («Гладиатор»), Вольфганг Петерсен («Троя»), Роберт Таперт и Стивен С. ДеНайт (сериал «Спартак: Кровь и песок») и многие другие.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda