Напротив, патриции в истории Кубрика — по большей части персонажи многосторонние. При всех своих явно отрицательных качествах (жестокость, завистливость, лицемерие, мстительность, алчность) они не лишены условно-положительных черт. И если Гракх, например, хлопочет на своё место в Сенате ввиду личных интересов, то Красс изображён в ленте человеком, искренне считающим, что рабство — одна из основ процветания Римской империи. В его отношении к рабам нет ничего личного. Потому Спартак и его последователи воспринимаются Крассом в первую очередь как угроза для государственности.
Персонаж Лоуренса Оливье проявляет мужество на поле брани, но отчаянно боится оступиться в политике или личной жизни. Когда любовным интересом Красса, неожиданно для него самого, становится Вариния, он пытается бороться с охватившим его нежным чувством. Но проиграв это локальное сражение, талантливый полководец понемногу теряет хватку: ему становится сложнее сдерживать себя, он всё чаще проявляет слабость, совершая нехарактерные для него импульсные поступки. Он не знает, как «сопротивляться» любви.
Не имея достаточной власти во время работы на съёмочной площадке и при обсуждении сценария, Кубрик, тем не менее, наполнил фильм небезынтересными мыслями. Во-первых, община Спартака по своей форме отдалённо напоминает коммуну с её устройством системы общественной собственности и социального равенством. Эта аналогия выглядят особенно интересно по той причине, что постановка вышла в эпоху маккартизма — общественного движения в США, характеризовавшегося нарастанием антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан.
Во-вторых, режиссёр сумел добиться сокращения числа диалогов, увеличив количество созерцательных сцен. Разумеется, в процентном отношении их всё равно оказалось заметно меньше, чем, к примеру, в «Космической одиссее». Также, почерк мастера угадывается в сцене финального сражения повстанцев с армией Красса — когорты римлян перемещаются на поле битвы, словно фигуры на шахматной доске (Кубрик очень любил эту игру и часто делал референсы в её сторону в своих работах).