Конечно же, не только в конце 50-х все повально снимали лирические фильмы про человека, его душу и обычную жизнь с проблемами, драмой и маленькими радостями. Снимали такое и раньше, но эти картины, в первую очередь по идеологической причине, оказывались не к месту. Действительно, как герой может быть счастливым от воссоединения с любимой или рождения ребенка, когда советский человек должен быть счастлив тем, что строит коммунизм? Какая вообще может быть драма, если в советском государстве все счастливы по умолчанию? Не говоря уже о том, что нельзя вспоминать и говорить о сотне вещей и явлений, кроме как в негативном ключе: белогвардейцах, нэпманах, обывателях, голоде, слабости, несогласных с идеологией и тоталитарной политикой, «перегибах на местах» — перечислять можно долго. В общем, настает время для «полочных» фильмов — снятых, но не попавших в кинопрокат картин.
Оказаться на киноэкранах удалось только фильмам начала 40-х — те, что были сняты и забракованы ранее, к сожалению, так никогда и не увидели свет ни в оттепель, ни когда-либо еще. В кино выходят: «Славный малый» (1942/1959), «Простые люди» (1945/1956), «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор» (1945/1958), «Большая жизнь. Вторая серия» (1946/1958), «Фатали-хан» (1947/1959), «Огни Баку» (1950/1958), «Званый ужин» (1953/1962) и другие. Примечательно, что в период оттепели — с 1953 по 1965 годы — полочного кино не было, судя по хронологическим спискам.
Важно, что в кинематографе меняется изображение и осмысление недавно окончившейся Великой Отечественной войны: всего лишь через восемь лет. В 1945—1953 годах фильмы о войне были похожи на нынешние, сделанные на государственные деньги: перевранные в пользу государства-победителя, ура-патриотические, идеологически заряженные и однобокие. Они не показывали последствий войны — как и пост-травматического синдрома, так и физических увечий — и удаляли из праздничной картинки калек, инвалидов, военнопленных, заключенных концлагерей и остарбайтеров — как в рассказе «Красное вино Победы» Евгения Носова.