АЛЬБИНА АХАТОВА | 12 АПРЕЛЯ 2022

СОВЕТСКИЙ АВАНГАРД

Исследование феномена авангардности советского кино в период зарождения государственности, культуры и экономики

СОВЕТСКИЙ АВАНГАРД

АЛЬБИНА АХАТОВА | 12.04.2022
Исследование феномена авангардности советского кино в период зарождения государственности, культуры и экономики
СОВЕТСКИЙ АВАНГАРД
АЛЬБИНА АХАТОВА | 12.04.2022
Исследование феномена авангардности советского кино в период зарождения государственности, культуры и экономики
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Каждый период в истории кино уникален и стоит особняком относительно других. Но фильмы в СССР 1920-х годов стоят самым особнячным особняком. С одной стороны, в это время все только зарождалось: советские государственность, культура, экономика и т.д. С другой стороны, советский кинематограф тогда был таким же непредсказуемым и оригинальным, как и события эпохи.

Как принятие «новой экономической политики» было нестандартным шагом для советского правительства — так и многие темы кинематографа 20-х не ассоциируются с советской культурой вообще, а то и кажутся ей противными. Кинематограф измерялся одновременно и техническими достижениями, и культурными, и общественными, и политическими. Так в чем же была авангардность?
«Мать» / 1926

МЕНЕДЖМЕНТ

Владимир Ленин — или, как предполагается, нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский приписал ему эту фразу — сказал, что «кино — важнейшее из искусств». Киноделы столетней давности принялись претворять высказывание в жизнь, нарабатывая качество количеством: снимали кинохроники и политическую агитацию, иногда просто ради того, чтобы снимать, открывали в каждой советской республике свою киностудию. К тому же тогда еще большинство населения было малограмотным, и кино становилось одним из немногих медиумов, через который можно было транслировать советскую пропаганду.

Изначально фильмов было так мало, что даже «малокартинье» бы позавидовало: причиной, кроме Гражданской войны, был и саботаж частных индивидуальных предпринимателей, занимавшихся кинопроизводством и которых государство пыталось национализировать. Однако когда началась «новая экономическая политика», частные киношники пошли на сотрудничество: увеличилось не только количество картин, но и кинотеатров в семь раз. В конце 20-х забор кинопроизводства под полный государственный контроль и финансирование приведет к завершению периода авангарда в истории советского кино.

В 20-е глядели в будущее не только относительно коммунизма, но и кино: в 1919 году появилась Государственная школа кинематографии, первый киновуз не только в СССР, но и в мире. Сейчас мы его знаем как ВГИК.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ

Космополиты и борьба с ними как с представителями одноименного течения станет одним из приоритетных направлений советской власти. Изначально, до появления и на заре советской государственности коммунистический интернационал был важной составляющей в политической программе большевиков — «мировая революция», «социалистическая революция захватит весь мир», и туда же поддержка социалистических революций и настроений в Европе. Поэтому в советском кино 1920-х годов вполне себе положительные иностранцы — и даже на фоне плохих советских граждан — были обычным явлением. Даже не в эпоху фильмов «холодной войны» поди сыщи их. Тоже самое относилось к изображению заграничной жизни в неотрицательном свете. Хотя, конечно же, жизнь в советской стране изображалась обязательно лучше в сравнению с американской или европейской.

Зарубежные фильмы, кстати, уже тогда были запрещены к импорту. И уже тогда удавалось доставать их «пиратские» копии и нелегально показывать.
«Третья Мещанская» / 1927

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Советское общество 20-х годов отличалось от последующих десятилетий сексуальной свободой и концепциями, которые в нынешней России по-прежнему кажутся неприемлемыми. Теория «стакана воды», концепция «новой женщины», Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата — все это раскрепостило патриархальное общество царских времен.

Сексуальная свобода отразилась в кинематографе: пожалуй, после 20-х такие персонажи, как проститутки и полиаморы, в советское кино вернулись только в 80-х, во времена «перестройки» и новой волны сексуальной революции. Например, в немом фильме 1926 года «Проститутка» (или «Убитая жизнью»), показывается жизнь, собственно, секс-работницы и устройство пост-революционной проституции. А в фильме «Третья Мещанская», или «Любовь втроем», режиссер Абрам Роом, по слухам, позаимствовал сюжет и прототипы из любовного треугольника Владимира Маяковского, Лили и Осипа Бриков, которые жили тогда «шведской» семьей. Тема незапланированной беременности поднимается в фильме «Парижский сапожник».

В общем, глядя на эти фильмы, можно сказать, что в вопросах сексуальности страна, в которой секса к ее концу уже не было, ровно сто лет назад оказалась куда более передовой как по сравнению с нынешней Россией, так и по сравнению с европейскими странами, которые по умолчанию считаются во всем прогрессивными.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Период 20-х годов еще называется советской школой монтажа. Студии в то время были открыты к многочисленным экспериментам, как техническим, так и контентным. И монтаж стал основополагающим инструментом кинематографистов: с ним они экспериментировали самым разным образом, проверяя, что из этого окажется в кадре и как отреагирует зритель. Собственно, сам монтаж появился из эксперимента — эффекта Кулешова. В итоге мировой кинематограф получил свой самый главный и важный инструмент. Операторская работа тогда полностью подчинялась требованиям монтажа, а еще стали применяться первые, своего рода, спецэффекты.

Появляется новая профессия — актер кино. Ее теоретика шла в расхождение с системой Станиславского, которая была разработана для театра. Группа «Фабрика Эксцентричного Актера» придумала свою манеру игры, которая строилась на гротеске и эпатаже. Часто в постановках играли непрофессиональные актеры, но по типажу подходившие задумке режиссера.

К сожалению, звук не успел стать характерной особенностью фильмов того времени: разработка звуковых фильмов началась уже на закате советского авангарда в 1926 году, а первый советский художественный звуковой фильм «Путевка в жизнь» вышел в 1931 году. Окончательный переход кино к звуку завершился в 1934 году. Однако кое-что советские киноавангардисты успели снять со звуком: это документальные фильмы «План великих работ» Абрама Роома и «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова.
«Дом на Трубной» / 1928

АКАДЕМИЧНОСТЬ

Оформление кинематографа из развлечения в полноправное искусство и индустрию способствовало появлению теории кино, научных работ и фиксированию в академических трудах знаний, полученных на практике, творцами советской школы монтажа: Лев Кулешов как первый кинотеоретик, Дзига Вертов с теорией «киноглаза», теории монтажа Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина.

Главной чертой советского авангарда в кинематографе было балансирование между творчеством и агитацией — прежде чем пришедшие на смену тридцатые оставят только агитки. Советский авангард закончился в конце 20-х — начале 30-х. Свернули НЭП, сексуальное просвещение и эксперименты: теперь кино должно было тоже бороться за достижение коммунизма и отринуть всякое обывательское, бытовое и человеческое.
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda