ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 12 ЯНВАРЯ 2021

ДУША: НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ...

Серьезный и проникновенный сюжет о смысле жизни и вселенной, который вписан в условный параллельный мир, основанный на понятных человеку образах

ДУША: НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ...

ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 12.01.2021
Серьезный и проникновенный сюжет о смысле жизни и вселенной, который вписан в условный параллельный мир, основанный на понятных человеку образах
ДУША: НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ...
ЭРИК ИЛЬМУРАТОВ | 12.01.2021
Серьезный и проникновенный сюжет о смысле жизни и вселенной, который вписан в условный параллельный мир, основанный на понятных человеку образах
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Пит Доктер, Кемп Пауэрс
Страна: США
Год: 2020

В 2017 году два главных кита американской мультипликации «Disney» и «Pixar» выпустили шедевральное произведение о принятии смерти — «Тайну Коко». Мексиканский мальчик Мигель узнавал историю своей семьи, восстанавливал справедливость и отправлялся на поиски предков в Мир Мертвых. Одним из режиссеров и сценаристов мультфильма выступил важнейший человек в индустрии (где об именах вообще-то редко вспоминают) — 53-летний Ли Анкрич. Он подарил нам третью часть «Истории игрушек», «Корпорацию монстров» и «В поисках Немо», то есть добрую половину главных и любимых историй нулевых. А вот его соавтор, 52-летний Пит Доктер работал над «ВАЛЛ-И», «Вверх» и первой «Историей игрушек», то есть другой половиной детства зумеров. Короче говоря, куда ни плюнь — попадешь в шедевр. С возрастом у обоих сценаристов появилась необходимость создавать еще более серьезные и проникновенные сюжеты о смысле жизни, вселенной и всем таком. Поэтому после «Тайны Коко» закономерно появилась «Душа».
Главный герой сбежал то ли от братьев Коэн, то ли от Вуди Аллена: уже немолодой учитель музыки Джо (Джейми Фокс), который всю жизнь пытался стать известным джазовым музыкантом, как его отец. Когда у него появляется шанс сделать все «как надо» и сыграть в популярном квартете, он, взволнованный открывшимися горизонтами, бежит по улице, не замечает канализационного люка и умирает. Ничего страшного, все там будем. Только на том свете Джо не сидится — он опаздывает на концерт мечты. Поэтому заблудшая душа устраивает сбой системы и проваливается в «мир до рождения», где готовят к жизни будущих граждан планеты Земля. Представления о небесной канцелярии в кино практически не изменились за последние годы: это бюрократическая машина со стопками документов, планерками и напускной вежливостью. Идеальный сервис, разве что нет книги жалоб и предложений. В подготовке душ здесь нет ничего сложного: этой ярлычок «манипулятора», а этой — «неуверенность в себе». В рамки жуткого вселенского детерминизма не вписывается только номер 22 (Тина Фей) — у нее нет «искры», особенного смысла существования, и в человеческую жизнь путь с таким диагнозом заказан. Джо самоуверенно решает, что способен привить 22 любовь к джазу, и отправляется с ней в путешествие по уровням загробного мира.

Производственных мощностей «Disney» и «Pixar» хватило на потрясающее ассорти визуальных стилей. Реальный мир прорисован до фотографической точности, с мелкими деталями и игрой света: чего только стоит огрызок сушки, на гладком боку которого отражаются лучи ночных фонарей. Условности в виде непропорциональных лиц или экспрессивной мимики только придают шарма — куда без него в Нью-Йорке. Приключения Джо на Земле выглядит кинематографично, с выстроенной мизансценой, движениями камеры и прочим приемам «старшего брата». Сейчас так делают каждый второй мультфильм, вдохновляясь работами Сатоси Кона, но «Душа» в некоторые моменты буквально не отличима от игрового фильма. Загробный мир, наоборот, предельно мультяшный: персонажи будто оказываются во вселенной «Головоломки» (даром что Доктер и к ней приложил руку) с максимально упрощенными, сглаженными чертами. Все, кроме воплощений высшего разума Терри и Джерри — они почему-то похожи на схематичных Финеса и Ферба.
Условность параллельных миров, основанных на понятных человеку образах дарует аниматорам бесконечное пространство для воображения. Здесь есть и астральный корабль с командой старых хиппи, спасающих заблудшие души, под парусами tie-dye — остроумная легитимизация нью-эйджа и всевозможных духовных практик. Есть и межпространственные черно-белые лакуны, иллюстрирующие квантовую теорию струн. Воображариум Пита Доктера и его художников (Стив Пилчер, Пауль Абадилья, Тим Эватт) летает снаружи всех измерений и не стесняется показать миру, что такое профессиональная анимация в XXI-м веке. Она интуитивно понятна, изобретательна и свободна от клише. Если дело касается визуального кода, «Душа» — это планка, черта и ориентир в бушующем море неопределенности.

И это, поправьте, если не так, первый крупный студийный проект, где главным героем выступает взрослый мужчина-афроамериканец. Он принадлежит к афро-американскому сообществу и открыто проговаривает свою идентичность — пускай через весьма стереотипный в контексте времени джаз (Джо увлекался и хип-хопом, второй по значимости «черной» музыке). Кроме того, его персонаж выстроен не вокруг романтических переживаний — девушка Лиза маячит где-то за кадром, но так ни разу и не показывается зрителю. Важно то, что Джо выступает в роли сына, учителя, мечтателя и музыканта, а не мужчины. Его бесполость в итоге находит логичное выражение: учитель музыки попадает в тело кота. И даже великолепную саксофонистку Доротею Уильямс он любит исключительно как талантливую исполнительницу и авторитет. Уход в сторону от стереотипной канвы «найди свою вторую половинку и живи с ней долго и счастливо», которой зрителей кормили и продолжают кормить, не может не радовать. Мы уже видели таких персонажей в лице Салли из «Корпорации монстров» или Реми из «Рататуя», но они не были людьми, а тут — вот он, живой, даже чересчур человечный мужчинка. Обособившись от гендерной повестки, создатели «Души» попали прямиком туда, где эта повестка сейчас находится. При вручении ежегодных наград и премий жюри обязательно учтет все эти моменты.
Основной посыл картины, переходящий в мораль — у человека не обязательно должна быть высшая цель и призвание. Можно, не поддаваясь зову амбиций, просто наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Доктер спорит с Аристотелем, считавшим душу функцией объекта (как «рубить» является душой топора) и освобождает зрителей от тяжкого груза ответственности: не обязательно становится великим музыкантом, выдающейся личностью и спасителем человечества. Помириться с мамой, погладить кота и съесть кусочек горячей пиццы гораздо важнее. При этом создатели мультфильма идут будто наперекор своим же идеям и делают мегаломанский проект обо всем и сразу — разговор о вечном и разрушение массовых иллюзий. Перед нами вырастает вполне простая и логичная конструкция, впитавшая в себя буддизм, античную философию и эзотерику. Как сказал поэт Владимир Андреевич Костров: «Жизнь такова, какова она есть, и больше — никакова». Такая вот уловка-22 — «Душа» дает слишком четкую и не допускающую исключений картину мира, но при этом оставляет место для случайностей, ошибок и импровизации — то есть самой сути джазовой музыки.

Мультфильм и сам течет как джаз: то медленно, то быстро, увлекаясь одной темой или персонажем и забывая обо всем остальном. Герои в суматохе бегают по Нью-Йорку под саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса, которые, кажется, решили во что бы то ни стало получить в 2021 году «Оскар» — если не за «Душу», так за «Манка» Дэвида Финчера. Упоительные завихрения клавишных и страстный стон саксофона, нервный тик контрабаса и бешеная гонка ударных. В джазе есть душа — в «Душе» есть джаз. И полнозвучной нотой раздается имя Джо среди этой какофонии идей и образов, будто не предназначенных для детей. Копродукция «Pixar» и «Disney» получилась изящной и искренней, но больше подходящей для людей (кризиса) среднего возраста. Поплакать над потерянными годами, поблагодарить жизнь за все, что было, предаться воспоминаниям — содержательно мультфильм говорит на языке взрослых, и умилительные персонажи не должны ввести зрителя в заблуждение. Это не значит, что детям просмотр категорически запрещен, просто для них мелодия заиграет без ноток экзистенциального ужаса.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda