АРСЕНИЙ ТЕРОЕВ
4 ЯНВАРЯ 2021

ПОКАЗ РАБОТ ВЫПУСКНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ НОВОГО КИНО

Обзор показа альманаха работ выпускников режиссерской мастерской и мастерской Эдгара Бартенева, участников международных фестивалей, молодых режиссеров современности, который прошел 27 декабря в кинотеатре гостиницы «Англетер»
Конец декабря минувшего года ознаменовался в кинотеатре «Англетера» показом альманаха выпускников режиссерской мастерской и мастерской Эдгара Бартенева — шести короткометражных игровых фильмов учеников Санкт-Петербургской школы нового кино. Работы, выбравшись из стен мастерской и откатав свое фестивальное турне, наконец, предстали перед широкой публикой. Показ был открытым и его мог посетить любой желающий.

Отдельным удовольствием после показа оказалась возможность узнать в сидящих рядом в креслах самих создателей фильмов и актеров, пришедших разделить со зрителями удовольствие от просмотра. Они же, к слову, сразу после представления под аплодисменты вышли на сцену и давали комментарии.
«Воздушные массы» / 2020 / реж. Настя Павлова
Первым фильмом в программе стала лента «Воздушные массы» Насти Павловой. Наверное, самая фотографичная и операторски выверенная работа на показе не оставила равнодушным ни одного человека в зале. Трагичная и знакомая многим атмосфера быта героев фильма пропитана светлой печалью. Сюжет фильма разворачивается в тесном треугольнике отношений матери, дочери и сына, где последний по причине почти таинственных для зрителей обстоятельств вынужден приходить к родным и так же покидать их, не оставаясь на ужин.

Людям, как облакам на небесном полотне, свойственно появляться и исчезать в жизнях других людей, — это, кажется, хочет сказать своей «воздушной» историей Настя Павлова. Недаром попеременно с изображением людей на экране возникают кадры с перистыми облаками.
«Ошпаренная» / 2020 / реж. Валерий Бакланов 
Следом за медитативными «Массами» на показе продемонстрировали совершенно неспокойного и буйного персонажа актрисы Алены Бурковой. Титр с названием фильма многие зрители не увидели, он был слишком мелким; режиссер Валерий Бакланов после показа все же сказал, что фильм называется «Ошпаренная». Однако до этого можно было догадаться и самим, наблюдая за стихийным, практически ураганным действием явно лишенной любви и стремящейся заглушить комплексы и нервозы героини.

История про едкую и неудержимую любовницу спускает зрителей показа с небес на землю после умиротворенных «Воздушных масс». Максимально резкий, смакующий редкие моменты спокойствия фильм, кажется, очень понятен. Правда, лишь до тех пор, пока в смешных сценах «мести» главной героини и ее отношениях с попавшим в отделение полиции беспризорником зритель не начнет разглядывать глубокую душевную пустоту персонажа, оставленную порезом судьбы.
«Кристина бежит» / 2020 / реж. Асия Шарипова
«Кристина бежит» – фильм Асии Шариповой, третий по счету на показе. В нем очень четко читается проблематика героини «Анны Карениной», но с неповторимым отблеском личных переживаний и опыта работы режиссера.

Все мы иногда хотим убежать от обстоятельств. Особенно, когда обстоятельствам оказывается предпочтительнее добровольное ощущение тошноты. Человека в подобном положении грациозно в своей драме изображает Асия Шарипова. Не в последнюю очередь правдоподобному визуальному ряду способствует Алиса Слепян, сыгравшая главную героиню, растерянный взгляд которой и не совсем объяснимые действия добавляют шарма образу женщины, пытающейся вырваться из оков несчастливой брачной жизни.
«Фейерверк» / 2020 / реж. Никита Грушин
Четвертая картина под названием «Фейерверк» — это такой же резкий жанровый уклон, как и две предыдущие. Вообще, альманах собран из картин разных жанров, что определенно является огромным плюсом в копилку показа, стремящегося отразить широту киноязыка молодых режиссеров в разных его проявлениях.

Итак, «Фейерверк» Никиты Грушина — это триллер, но с неожиданным и очень моралистическим хэппи-эндом, история про отказ от зла и прославление гуманистических ценностей. Путь от плохого к хорошему тернист, и главный герой картины вынужден испытать, кажется, всю палитру неприятных ощущений, чтобы прийти к нравственному перерождению и отречению от прежних негуманных и откровенно фашистских ценностей.

«Эмансипе» картина Даны Баклановой, пятая в программе показа. Абсурдистская комедия про мир матриархата в сеттинге смешения реального с фольклорным навел меня на сравнение работы режиссера с западным классиком. И хотя сама Дана очень удивилась данному замечанию и сравнению ее фильма с непостижимыми и таинственными мирами Дэвида Линча, я все же волен считать, что нечто необъяснимое все-таки роднит героинь «Эмансипе» с персонажами «Малхолланд драйва».

Разнузданная женственность, показанная в образах замечательно сыгравших свои роли актрис, не подвергается никакой рациональной оценке. Фокусы единственного героя-мужчины картины, увы, не способны впечатлить героинь, ведь в истинно женской фантастической реальности неуместны штучки, построенные в реалиях понятной нам патриархальной парадигмы. (Здесь в голову невольно приходит сравнение с «Антихристом» Триера). К слову, история вращается вокруг героини-матери, которая приводит в семью нового мужа, ныне отчима для героини-дочки. Что случилось с предыдущим — не совсем ясно, но есть очень много намеков на его трагичную кончину.
«Эмансипе» / 2020 / реж. Дана Бакланова
Если «Эмансипе», невзирая на сюрреализм происходящего, поддавался внятной оценке и анализу, то суровый контрастирующий реализм последней картины — «Элементов выездки» Константина Моллаева и Никиты Крайнюкова — стал настоящей загадкой. И то ли к концу показа все интеллектуальные способности иссякли, то ли сугубая локальность истории не располагала к погружению, но ее смысл так и остался нераскрытым.

Ясно одно: суровый порядок, царящий на ферме, оказывается по плечу не каждому ее обитателю. Кто-то адаптируется к нему, как молодой парень, зачитывающий рэп на задворках конюшни для уставших от трудовых будней коллег, а кто-то, как дочь содержателя фермы, — не может выдержать трудные условия.

В какой-то мере это справедливо и для «нового кино». Отсутствие в нем ярких и понятных образов может вывести из колеи, ведь зачастую цель молодых режиссеров — отразить романтику быта, где романтикой и не пахнет; сделать что-то личное, воспринимаемое на своей, особой волне, общим; дать возможность прочувствовать собственные переживания многим людям в зале.
«Элементы выездки» / 2020 / реж. Константин Моллаев, Никита Крайнюков
Представленный альманах фильмов выпускников Санкт-Петербургской школы нового кино — это работа не только режиссера, актеров и съемочной команды. Без усилий со стороны зрителя вникнуть в происходящее невозможно, и это не зависит от жанра и сеттинга картины.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda