«Солярис» Тарковского не предполагает никакой эволюции, разве что в плане возврата человечества к категорическим императивам христианства, от которых оно откололось, — во всяком случае в отдельно взятой советской стране — впав в коллективное безбожие. Диалог Криса Кельвина с фантомом Хари проходит несколько стадий. Сначала ученый отвергает точную копию своей умершей жены, затем смиряется с ее присутствием в его жизни на станции и в дальнейшем жаждет исправить свою ошибку, как бы переиграть судьбу, привязываясь к фантому сильнее, чем к своей реальной возлюбленной.
Но копия его жены не тождественна ей самой, как, например, самая лучшая копия картины великого художника не обретает самостоятельное значение, а остается образом выдающегося оригинала. Фантомы, созданные Солярисом, напоминали людям об ошибках, иногда роковых, как в случае с Хари, которые они совершили в жизни и которые мучают их, как укоряющий глас совести.
В ленте Тарковского отчетливо проступают черты религиозной притчи. Далеко от родного дома, в недостижимых для современных космических полетов глубинах космоса, люди сталкиваются со вполне земными проблемами. Космос Тарковского сужается до размеров микрокосма, души человека. Если его зарубежный коллега Стэнли Кубрик был убежден, что человек отнюдь не центр мироздания, то для Тарковского наиболее интересны не далекие глубины вселенной и не размышления о следующем эволюционном витке, а, говоря образно, преодоление первородного греха, чувства богооставленности. Солярис в экранизации режиссера уже не космический разум, а своего рода эманация бога, его зримое воплощение. Символична финальная сцена, в которой Крис Кельвин попадает в отчий дом, причем режиссер стилизует этот эпизод под знаменитую евангельскую притчу (а также изображающую ее картину Рембрандта). Отец, с мудрым и добрым лицом постоянного актера Тарковского Николая Гринько, символизирует любовь, терпение и прощение Всевышнего, который искренне радуется вернувшейся в стадо заблудшей овце. Уместно здесь процитировать Евангелие от Луки: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Тема очищающей силы суда совести проходит сквозь всю экранизацию романа Лема. Для того, чтобы подчеркнуть основную, морально-нравственную, проблематику фильма, Тарковский изображает космос не в противопоставлении, а скорее в сопоставлении с Землей. Для режиссера подлинным космосом оказывается трансцендентная область духа, которую человек стремится познать с самого первого дня, когда возвысил свой ум над рутиной земной жизни и обратил свой взор в небеса. Оттого постановщик проводит визуальные параллели между, например, водой вблизи дома отца Кельвина, в которой плавают водоросли, с океаном Соляриса, сквозь водную гладь которого прорастают острова и островки, напоминающие земную поверхность, а на станции появляются фантомы реальных людей, перед которыми чувствуют свою вину ученые.