АРСЕНИЙ ТЕРОЕВ
15 ФЕВРАЛЯ 2021

СНЕГА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ: МИСТИЧЕСКИЙ КАТАКЛИЗМ

Мистическая повесть о чуде, которое могут, но не хотят творить друг для друга люди
Режиссеры: Малгожата Шумовска, Михал Энглерт
Страна: Польша, Германия
Год: 2020

Если не будет снега, то не прилетит Дед Мороз. Если не прилетит Дед мороз, не будет чуда. Но в чудесах жители одного коттеджного микрорайона, затерянного где-то в Польше, теперь явно нуждаются меньше других. Однажды осенью их посетил тот, кто по количеству сотворенной магии переплюнул даже Деда Мороза, хотя и осознали это жители слишком поздно. А все потому, что для сотворения чудесного вовсе не нужно обладать сверхспособностями, коими с детства наделен главный герой, переживший (?) Чернобыльскую аварию. Настоящую магию люди творят друг для друга ежедневно, вовсе не используя при этом колдовство.

С этой точки зрения, Женя, который являлся жителям соседства на протяжение всей осени в образе массажиста и помогал людям привести их жизнь в порядок, — это лишь видение, призрак, наставляющий окружающих; подсказывающий, как жить, чтобы это можно было назвать жизнью, а не рутиной потребностей и одержимостей. Словом, то, что таинственный парень не от мира сего, становится ясно по вступительной проходке героя под светильниками в подземном переходе — в лучших традициях легенд о призраках, свет аномально мерцает, когда мимо проходит Женя.
Пребывая на границе двух миров — настоящего и ирреального, загробного — он вечно отделен от реальности рамками окон, дверными проемами, коридорами и арками, но лишь до тех пор, пока полностью не вольется в жизнь своих клиентов и не обзаведется целью пребывания в настоящем мире. Но, как и любой другой призрак, Женю держит на границе миров вовсе не желание бескорыстно помогать погрязшим в грехах жителям микрорайона.

Нечто вроде комплекса супергероя преследует Женю, а не спасенная мать, умирающая от лучевой болезни является в видениях или снах. Неприкаянной душой бродит он от дома к дому этого восточно-европейского «вивариума» — тихой уютной субурбии, где по идее должны были сбываться мечты молодоженов, но на деле ставшей дырой для них. За время пребывания в этом городке Женя то и дело наблюдает примеры морального разложения общества: дети в «вивариуме» наглые и невоспитанные, а их родители — «излишне либеральные», холодные друг к другу лицедеи, увлеченные либо изменами, либо чрезмерным употреблением алкоголя; кто-то здесь слишком усердно цепляется за старое, а кто-то, в попытках пережить новый опыт в пожилом возрасте, идет на совсем крайние меры.

Мистической атмосферой, впрочем, веет от микрорайона и без паранормального Жени: жители, как запрограммированные, бесцельно бороздят улицы по одиночке или парами. Изредка под колеса проезжающей мимо машины попадает женщина на велосипеде в желтом дождевике — фигура не менее таинственная, чем главный герой, разговаривающая, ко всему прочему, на вьетнамском языке. Серость улиц разбавляет лишь изредка выглядывающее из затянутого облаками неба солнце, вторящее магии, которую в это время вытворяет со своим клиентом Женя.

Ритуалов всего два. Тех жителей «вивариума», которые еще не смахивают на ходячих мертвецов, герой погружает в чудодейственный сон, дающий после пробуждения волю к жизни и исправлению. Другим же, задержавшимся в беспросветной рутине на долгое время и теряющим последние признаки человеческого, Женя открывает двери в загробный мир. Впрочем, чтобы вразумить совсем отчаявшихся клиентов, переживающих смерть близкого человека, главный герой дает вкусить частичку потустороннего и им.

Все перемешивается, когда наступает Хэллоуин. Именно в канун празднования Дня Всех Святых городок оживает; на улицы выходят все: от престарелого наркомана, увлекающегося восточными практиками по поддержанию хорошей физической формы, до чертиков-подростков, которые и снабжают того таблетками кустарного производства. Живые объединяются с мертвыми, и даже Жене приходит сообщение от матери, видимо заметившей добродетели сына с того света.
Нарушая канон фэнтези, призрак-Женя снимает с себя «проклятие», не позволявшее отойти в мир иной. Осознав, что его цель пребывания в материальном мире вовсе не заключается в налаживании жизни людей, но в приведении ее к природному балансу, герой таинственно и в прямом смысле слова испаряется прямо перед Рождеством на школьном утреннике. Рисунки с изображенным на них Женей в супергеройском трико висят в школьном коридоре. Для Деда Мороза места не хватило, да и меркнет он на фоне загадочного массажиста, подарившего каждому по собственному лучику солнца в одну очень серую осень.

Лучших слов, чем «добрая и поучительная сказка», для описания фильма «Снега больше не будет» не найти. Несмотря на это, авторы картины — Малгожата Шумовска и Михал Энглерт — сумели вставить в свою мистическую историю вполне актуальные для нашего времени проблемы: от экологических и климатических до нравственного упадка населения и ксенофобии.

Последнее, к слову, занимает особое место в повествовании и кроется в мельчайших сценах фильма, отражая вполне серьезную проблему (одна из клиенток Жени нелестно отзывается об украинских эмигрантах). Впрочем, жители «вивариума» испытывают неприязнь к соседям и одной с ними национальности и одинакового социального положения. Квинтэссенция ненависти к окружающим, наполняющая клиентов главного героя, находит свое отражение и в образе жизни каждого человека. Тут есть и Мария, жена и мать двоих детей, живущая то ли по-итальянски, то ли по-французски; хозяйка английских бульдогов, одержимая тремя своими собаками и жизнью в роскоши; а есть и мужчина в годах, дома у которого развешены предметы восточного декора, а сам он тщетно пытается заниматься йогой.
Но чудо не имеет национальности и культурной оболочки. Именно поэтому, как признается в начале фильма Женя, он умеет говорить на всех языках: в повседневности — на польском, когда имеет дело с гипнотическим и мистическим — на русском, а в случайном диалоге с проходящей мимо женщиной в желтом дождевике — на вьетнамском.

Минуя барьеры ксенофобии по национальному и социальному признаку, Женя разрушает и еще один — гендерный. Свои ритуалы, являющиеся аллюзией полового контакта, герой проводит одинаково как с женщинами, так и с мужчинами, доказывая тем самым, что нуждающийся в понимании человек заслуживает помощи вне зависимости от пола. Чудо бестелесно, безнационально и не является привилегией богатых людей. Чудо — это естественный природный баланс, который современный человек, погруженный в пучину материального, нередко теряет.

На этом фоне Чернобыльская авария, послужившая зачином данной истории, приобретает совершенно другой оттенок, но не становится простым объяснением сверхспособностей Жени. Взрыв атомного реактора ЧАЭС — это нарушение природного баланса, повлекшего за собой ворох климатических катаклизмов в Европе. Виной тому стало рвение человека к техногенному прогрессу, а равнодушие власти к пострадавшим людям и ликвидаторам аварии послужило возникновению не одного десятка тысяч человеческих жертв. Баланс жизни и смерти был нарушен тогда, и спустя много лет Женя как свидетель трагедии, возвращается с пепелища, чтобы не допустить нового кошмарного разобщения людей внутри социума.
Темный лес, насыщенный холодными оттенками и туманной дымкой — такой загробный мир рисуют авторы фильма. Именно там овдовевшая мать, находясь в навеянном Женей сне, встречает почившего мужа, туда маг-массажист отправляет призрак престарелого наркомана и сурового военного дядьку, каким-то образом оказавшегося среди живых людей после гибели на линии фронта. Жестокая необходимость. Но что умерло в душе, не должно волочить существование среди живых. Прах к праху.

Словом, в загробном мире на миг оказывается и трио английских бульдогов, жертва которых загадочна, как и все столкновения Жени с собаками в материальном мире. Главный герой сторонится их и не на шутку пугается, когда нужно контактировать с животными. Фобия ли это, навеянная воспоминаниями о собаках, которых убивали во время Чернобыльской аварии во избежание распространения радиации, или память о пушистом друге — вопрос открытый.

«По прогнозам последний снегопад в Европе будет в 2025 году», — гласит финальный титр картины, но на фоне рассуждений режиссеров о высоких материях и вопросов о жизни и смерти климатический месседж фильма попросту меркнет. Концентрация мистического в ленте вытесняет авторский комментарий к реально-существующему экологическому вопросу, что, с другой стороны, не мешает сделать вывод: проблема глобального потепления — вина каждого отдельно взятого человека, чье стремление к нескончаемому удовлетворению материальных потребностей и мелочная неприязнь к окружающим перевешивает чашу весов, обесценивая понятие ответственности перед природой и себе подобными.

Чуда, в конце концов, не будет даже с настоящим магом или Дедом Морозом, если сами люди не будут настроены отбросить старые предрассудки и попрощаться с вредными привычками, предпочитаемыми заботе о близких и экологии. Если так, то прогноз из титра, может быть, и верен, и снега действительно рано или поздно не станет.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Made on
Tilda