Черезова Елена
30 ЯНВАРЯ 2020

КОЖА: МЕТАМОДЕРНИСТСКАЯ ИГРА

Размышление о значении кожи как оболочки, которая находится на границе миров, трансформируется и припоминается
В галерее «Zerno» развернулась выставка с коротким и емким названием «Кожа»

Несколько отдаляясь от дискурса, посвящённого телу и телесности, кураторы выставки сконцентрировали внимание на промежуточном «слое», «оболочке» между двумя вышеупомянутыми структурами — на коже.

Под телом понимается форма, упорядочивающая сознание, а под телесностью — способ репрезентации тела личности в культуре. Кожа (в интерпретации кураторов выставки — «метафора, наталкивающая на размышления») принадлежит тому и другому — относительно фотографии она отчуждает смотрящего от «идеи» снимка и, одновременно, приближает его к контексту, в котором художественный замысел представляет себя.
Кураторы выставки, размышляя о возможностях выстраивания структуры своего «художественного текста», определили и высветили ряд спусковых крючков, точек приложения внимания посетителя. Ими стали наименованные в зависимости от тематики фотографий залы-топики: «Соприкосновение», «Границы миров», «Трансформации».

В рамках первого направления раскрывается тема противоречий в переживании тактильного опыта; второго — «размышления о соприкосновениях пространств существования, о барьерах и (не)возможности их преодоления»; а третьего — парадоксы и трансформации действительности, оставляющие отпечаток на коже.

В целом, выставка «Кожа» определяется её создателями как проект «о восприятии реальности, об исследовании и принятии себя в нем, о поиске границ собственного мироощущения».

Фотография, принадлежащая контексту определенной культурной и общественной парадигмы, в современном медиамире становится способом производства телесности и форматов восприятия чувственного опыта. Тело и кожа на снимках, представленных на выставке, принадлежат не только человеку. Расширяя область объектной репрезентации, кураторы включают в дискурс всевозможные формы интерпретации понятия «кожа», уравнивают в «статусе» фотографируемые объекты и подталкивают зрителя к выходу за пределы повседневности, заставляющей нас «мыслить кожу как предмет манипуляций».

Обращаясь к:

— снимку канатоходцев, мы дорисовываем картину события и обращаемся к саспенсу;
— «фейковому пейзажу с заплаткой» Софьи Дмитриевской — начинаем сомневаться в истинности картины мира;
— а к «розовой оболочке» Юлии Назаровой — размышляем об иллюзорности ценности пленки, натянутой на телесность.

Кожа в работах, представленных в галерее «Зерно» — это покрытие-символ, которое становится для человека новой телесной оболочкой, подвергаемой трансформации. Фотографии «Кожи» призваны вызывать сильный чувственный аффект — припоминание опыта переживания, уникального для каждого отдельно взятого человека.

Но это касается только фотографий.
Помимо созерцания отпечатанных снимков, на выставке посетитель участвует в хаотичной метамодернистской иронично-ностальгирующей игре. Перейдя границу «реалистичности», фотография позволяет человеку участвовать в глобализационном проекте «трансгуманизм» и помогает ему открывать новые границы свободы искусства и творчества, и выставочного в том числе.

Так вот, что еще вам повезёт увидеть?

Уголок китча, завешенный полупрозрачной пленкой, «чёрный ящик», куда можно просунуть руку, дабы ощутить на коже дыхание фрейдистского «жуткого», и магнитную доску, на которую все желающие прикрепляют фотографии в желаемом порядке.

Хотя участвуем мы в (исходящем будто бы из мем-культуры) «интерактиве» играючи, все же делаем это целенаправленно, осознанно. Место постмодернистской парадигмы «хаоса ради хаоса» здесь занимает осознанное желание обнаружить «новое» в игре или за её пределами.

В новом выставочном контексте упорядоченной свободы авторы выставки конструируют среду свободного выбора, стимуляции чувственного переживания, которое обладает почти терапевтическим эффектом.

Торопитесь посетить. Закроется выставка уже на следующей неделе, 8 февраля.
Автор рецензии // редактор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-aspekty-telesnosti (дата обращения: 07.01.2020).
Made on
Tilda