АЛЬБИНА АХАТОВА | 3 АПРЕЛЯ 2021

РОК-Н-РОЛЬЩИКИ НА СИНГ-СТРИТ: НЕ ПРОШЛО И ПЯТИ ЛЕТ

По-юному наглая и воодушевленная картина о смелости, музыке и любви, главная задача которой показать, что нет ничего пугающего и невозможного, если человек понимает и знает, почему и для чего он хочет заниматься творчеством или любимым делом

РОК-Н-РОЛЬЩИКИ НА СИНГ-СТРИТ:
НЕ ПРОШЛО И ПЯТИ ЛЕТ

АЛЬБИНА АХАТОВА | 03.04.2021
По-юному наглая и воодушевленная картина о смелости, музыке и любви, главная задача которой показать, что нет ничего пугающего и невозможного, если человек понимает и знает, почему и для чего он хочет заниматься творчеством или любимым делом
РОК-Н-РОЛЬЩИКИ НА СИНГ-СТРИТ:
НЕ ПРОШЛО И ПЯТИ ЛЕТ
АЛЬБИНА АХАТОВА | 03.04.2021
По-юному наглая и воодушевленная картина о смелости, музыке и любви, главная задача которой показать, что нет ничего пугающего и невозможного, если человек понимает и знает, почему и для чего он хочет заниматься творчеством или любимым делом
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Джон Карни
Страна: Ирландия, Великобритания
Год: 2015

Спустя пять лет после премьеры музыкальная драма «‎Синг-Стрит» добралась до российского проката, получив в локализации название «‎Рок-н-рольщики». Ее режиссер (и музыкант) Джон Карни снял семь фильмов, но мировым успехом пользовались только три — и все о музыке: «‎Однажды» (2007), «‎Хоть раз в жизни» (2013) и «‎Синг-Стрит» (2016). Рассмотрев тему музыкального творчества и карьеры через призму взрослых персонажей, Карни обратился к детской оптике. По сути, «‎Синг-Стрит» можно назвать предысторией главного героя «‎Однажды», который проходит повторный путь становления группы и переезда в Лондон после первой неудачной попытки в юности.

Тема музыки в ирландском кинематографе не менее значима, чем сама музыка для этой страны, давшая миру немало громких имен — U2, The Cranberries, Thin Lizzy, My Bloody Valentine, Эния, Шинейд О’Коннор. Герои ирландских музыкальных фильмов, в том числе и Джона Карни, создают и разваливают группы («‎Группа Коммитментс»), покушаются на жизнь более удачливого друга по кличке Боно из U2 («‎Убить Боно»), через музыку находят новый смысл и вдохновение для жизни и творчества («‎Однажды»).
Знаменитый слоган фильма «‎Мальчик встречает девочку. Девочка не впечатлена. Мальчик собирает группу», согласно правилу логлайна вместивший синопсис фильма в 100 знаках и 25 словах, раскрывает сюжет фильма без лишних слов и деталей. Действие разворачивается до того, как наступило время безбашенных комедий о развлекающейся молодежи, рейвах и наркотиках: «‎В отрыв», «‎На игле» и «‎Дублин Олдскул». А пока, в 80-ых, в стране кризис и безденежье: родители переводят Конора в дешевую школу, а сами планируют разводиться и продажу дома. Но зато 80-ые — это расцвет нью-вейва и пост-панка, возрождение рок-н-ролла и появление на музыкальной сцене Duran Duran, Дэвида Боуи, Depeche Mode и Joy Division.

В новой школе Конор знакомится с понравившейся ему Рафиной под предлогом, что ищет девушку для клипа, и спонтанно собирает музыкальную группу. В импровизированный бэнд стихийно собираются рыжий продюсер, он же оператор, менеджер и мастер на все руки, Даррен, человек-оркестр Эймон и «‎единственный черный в Дублине» Нгиг. Позже в группу подтягиваются двое друзей по имени Гарри и Ларри. Новоиспеченная группа задумывается о названии.

Недолго думая, Эймон предлагает «‎Синг Стрит», используя игру слов: название улицы, на которой находится их школа — Synge Street, а деятельность, которой они будут заниматься — to sing. Дословно название фильмы и группы можно перевести как «‎Улица песен», или «‎Песенная улица». Однако герои используют не столько каламбур, сколько психологическую защиту аннулирования. Старший брат Коннора, Брендан, рассуждая о музыкальном стиле и видеоклипах групп 80-ых, спрашивает: «‎Какая тирания сможет противостоять этому?». Школа на Синг-стрит — консервативное место запретов и строгого следования правилам, тогда как их группа — бунтарский ответ этой несвободе и ограничениям. Место мучений и страданий превращается в символ свободы, побежденное музыкой. Так же мальчики поступают и с одним из антагонистов, хулиганом из неблагополучной семьи: вместо открытого конфликта они делают его своим road manager.

На самом деле, глядя на мальчиков, кажется, что все у них получается легко и просто: команда собирается быстро и все умеют играть на инструментах. К тому же в группе есть мультиинструменталист Эймон, что даже обесценивает навыки других членов, а зная истинную мотивацию Конора собрать группу, не удается воспринимать цели мальчиков серьезно. Режиссер не показывает, где происходит перелом в мировоззрении Конора, когда он осознает, что занимается творчеством не потому, что хочет впечатлить девушку, а потому, что это его способ самовыражения. Но эта замутненная сюжетная линия иллюстрирует один из важных вопросов фильма.
«‎Синг-Стрит» поднимает сразу несколько тем — творчества, смысла жизни, любви, цели, внутренней свободы — смешивая их неудержимой энергией юношеского максимализма, причем, последнему учат мальчиков-подростков девушка и взрослый парень. Рафина говорит: «‎Никогда не делай ничего наполовину», а Брендан напутствует: «‎Действуй мужественно», говоря о смелости заниматься творчеством, ведь для этого тоже нужно мужество и смелость, ведь творчество предполагает откровение.

Брендан — персонаж, который острее всех чувствует упущенные и нереализованные возможности, поэтому именно он больше всех мотивирует Конора начать музыкальную карьеру, развиваться и, в конце концов, помогает ему уехать в Лондон. Он упрекает сестру, что она «‎забила на свои мечты» и предпочла стать архитектором, а не художником. Сам Брендан хотел учиться в Германии, но в итоге бросил колледж и теперь курит травку каждый день. Переживаемая им поколенческая травма становится катализатором и трамплином для Конора, как и огромная любовь и вера в младшего брата.

Красной нитью проходит подтема ирландцев, ищущих лучшую долю за пределами родины. Экономический подъем в Ирландии начнется только после событий фильма, в 1990-ых, а до этого зеленый остров — такой же лишенный возможностей роста и развития, как регионы в России. Духота и теснота Дублина выражается не только в консервативных настроениях. Режиссер иронизирует над провинциальной ирландской дремучестью даже не столько взрослого поколения, сколько подростков в сцене американского-ирландского выпускного. Этот же момент отлично иллюстрирует мем «‎ожидание-реальность», подчеркивая, что для прогресса, развития и достижения цели необходимо выйти из зоны комфорта, осознав, что она некомфортная. Тогда, быть может, что-то получится.

На этом фоне невнятный антагонист в лице злодейского католического священника и директора школы Бакстера не выглядит устрашающим и непобедимым. Герои противостоят сами себе, когда не понимают своей мотивации, боятся двигаться дальше и готовы подчиняться. Хотя, по факту, черт не так страшен, как его малюют: даже неприступная Рафина оказывается не такой сложной и загадочной, как кажется Конору, потому что контрактов у нее нет, живет она в общежитии, да еще и связана абьюзивными отношениями. Впрочем, воды Ирландского моря, которыми Конора и Рафину накрывает при отплытии в Великобританию, смывают и прошлые сомнения и страхи, приглашая героев к новой жизни и стремлениям и отвечая положительно на их риск.
Музыка, составляющая смысл и основную деятельность героев, постоянно находится рядом с ними, мигрируя из диегетической в закадровую. К тому же режиссерский стиль Карни отличают документальные черты. Кроме мимолетного ощущения у зрителя, что перед ним синема верите фильм о становлении великой музыкальной группы, этот способ показывает героев в их обычной жизни и быту. Это впечатление усиливается, когда в кадре вместе Конор и Эймон, внешне — случайно или намеренно подобранные так — похожие на тандем МакКартни-Леннон. В таком контексте многозначительно выглядит персонаж Рафины, отсылая к Йоко Оно, но, если последняя разрушила The Beatles, то первая собрала Sing Street.

Десяток композиций, которые исполняет «‎Синг-Стрит», — это полноценный музыкальный альбом на эту тему, затрагивающей не только искусство, но жизнь. И фильм, и музыка, одинаково говорят об уверенности, целеустремленности и дерзости, необходимых для достижения цели. «‎Синг-Стрит» — по-юному наглая и воодушевленная картина о смелости, музыке и любви, главная задача которой показать, что нет ничего пугающего и невозможного, если человек понимает и знает, почему и для чего он хочет заниматься творчеством или любимым делом.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda