ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29 ФЕВРАЛЯ 2024

ПРИРОДА ЛЮБВИ: НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ

О чувствах и бесчувствии со всеми вытекающими

ПРИРОДА ЛЮБВИ: НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29.02.2024
О чувствах и бесчувствии со всеми вытекающими
ПРИРОДА ЛЮБВИ: НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 29.02.2024
О чувствах и бесчувствии со всеми вытекающими
НАШИ СОЦСЕТИ

—  Ты с ним переспала?

— Да.

— Потому что я не делаю то, что тебе нравится?


Из фильма «Природа любви»

Режиссер: Монья Шокри
Страны: Канада, Франция
Год: 2023

Третий полнометражный фильм Моньи Шокри — замаскированное под незатейливый ромком авторское высказывание о превратностях любви. Канадская постановщица в стереотипной на первый взгляд истории демонстрирует всю неоднозначность и противоречивость самого прекрасного из чувств.

Вступительные сцены знакомят нас с Софией и Ксавье. Они производят впечатление идеальной пары. Вскоре оказывается, что спят они в разных постелях, редко доходят до интимной близости и продолжают отношения больше по инерции. Хоть и не признаются в этом даже самим себе.

Однако женщина и мужчина искренне считают — их связь выше (больше, сильнее, многообразнее — нужное подчеркнуть) банальных плотских утех. София и Ксавье полагают, что обрели основанное на высших ценностях взаимопонимание: образование, интеллект, осознанность и общие интересы прочно соединили их союз.

Но что будет, если, отпустив вожжи, отдаться инстинктам и понестись навстречу неизведанному? Ответ прост: можно встретить Сильвена — рубаху-парня, который подкупает не только своим «деревенским» обаянием, но и околдовывает гипертрофированной сексуальностью. Не мужчина — мечта.
Но… мечта ли? Этот вопрос не задает себе протагонистка, когда обращает на видного мужчину внимание. Или влюбляется? Вот тут — вопрос. Его закономерно ставит Шокри. Сперва — в виде неуловимо вклинивающегося в повествование двадцать пятого кадра, затем — в форме сомнений Софии и, наконец, явных проблем в отношениях нарождающейся пары.

Но союз выглядит обреченным с самого начала. Она — представительница среднего класса, привыкшая к многочасовым глубокомысленным беседам с друзьями, сложной литературе и модным нарядам. Он — человек из глубинки, непритязательный, прямолинейный, где-то даже грубоватый. Таким непохожим друг на друга людям практически невозможно создать долговременные отношения.

Действительно, когда первоначальный порыв утихает, а страсть постепенно улетучивается, София открывает глаза и видит перед собой не обольстительного красавца, чье неумение правильно говорить и широко мыслить вызывает лишь легкую улыбку, а погрязшего с головой в своей дремучести человека. Плюсы очень быстро превращаются в минусы, бабочки в животе странным образом вновь оказываются копошащимися в грязи гусеницами, а любовь оборачивается равнодушием. Или даже неприязнью.

В свободное от отношений время София работает лектором для пенсионеров. Она рассказывает им о том, как многомудрые Шопенгауэр, Платон, Фромм и другие философы интерпретировали понятие «любовь». Но оказывается, что эти знания никак не помогают на практике. Более того, вероятно, они и не слишком-то способствуют постижению тех сложноустроенных процессов, которые мы привыкли называть любовью.

Или отнюдь не сложноустроенных?
Название постановки в оригинале звучит так: «Просто, как Сильвен». Работа Шокри критикует общество считающих себя моральными камертонами высоколобых интеллигентов. Но осуждение это мягкое, неявное, приглушенное. Также подвергается сомнению и привычное для всех понимание любви. Зрителю предлагается самому сделать выводы из наблюдений авторов. Ведь правильных вариантов тут нет.

Но не думайте, что просмотр картины может превратиться в мучительный поиск прописных истин. «Виной» тому юмор, которым снабдила свое произведение Шокри. Иногда шутки выглядят чересчур прямолинейными, но по большей части они изящны и по-настоящему смешны.

Отлично поддерживают выбранное направление артисты. Играющая Софию Магали Лепин Блондо уже снималась у кинематографистки, и это чувствуется. Актриса играет на стыке драмы и комедии, вживаясь в образ знающей себе цену, но плохо понимающей жизнь вокруг женщины.

Еще большее впечатление производит Пьер-Ив Кардиналь. Его Сильвен мог превратиться в карикатуру на слащавого героя-любовника из среднестатистической мелодрамы. Но благодаря едва заметным оттенкам в игре, мимике и языке тела актера этого удалось избежать.

Хорошую работу проделал и оператор Андре Тюрпен («Пожары», «Это всего лишь конец света»). Посредством игры света и тени, панорамных съемок, уместных кадрирования и зумирования (использовался в том числе длиннофокусный объектив с фокусным расстоянием 600 мм!) много и успешно работавший с Ксавье Доланом кинематографист добавил полотну поэтичности.
По словам самой Шокри, при работе над фильмом она представляла «Природу любви» как документальную ленту о животных и стремилась передать атмосферу романтических картин 70-х, в частности «Истории любви» Артура Хиллера.

Во многом ей это удалось. Но ни красоты Канады, ни обаяние Кардиналя или Блондо не отвлекают от главного. И даже классовая борьба не является здесь основным объектом изучения. Несостоятельность отношений как таковых — печальный диагноз Моньи Шокри.

Впрочем, фатальных настроений тут тоже не найти. Ведь в паре сцен на первый план ненадолго выходят пожилые родители одного из героев. Им отведено всего несколько минут хронометража. Но и за это время становится предельно понятно — любовь есть. Вот только испытать это чудесное чувство могут лишь сформировавшиеся как личности люди. Но это уже совсем другая история.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda