ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11 ДЕКАБРЯ 2023

НЕМАЯ ЯРОСТЬ: ОЛДСКУЛ

Слова излишни

НЕМАЯ ЯРОСТЬ: ОЛДСКУЛ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.12.2023
Слова излишни
НЕМАЯ ЯРОСТЬ: ОЛДСКУЛ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.12.2023
Слова излишни
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ

Нам нужен медик! Повторяю, нам нужен медик!


Из фильма «Немая ярость»

Режиссер: Джону Ву
Страны: США, Мексика
Год: 2023

Иной зритель может подумать, что новый фильм Джона Ву вдохновлен франшизами о Джоне Уике или Тайлере Рейке. Но это не так. Напротив, выросшие на работах автора «Светлого будущего» и «Круто сваренных» Чад Стахелски, Дерек Колстад, Сэм Харгрейв и Джо Руссо в своих постановках отдали дань уважения гонконгскому мастеру.

«Немая ярость» — первая за шесть лет картина знаменитого режиссера и его долгожданное возвращение в Голливуд. В ней автор обращается к истокам, к так называемому «героическому кровопролитию» — направлению в гонконгском боевике, прародителем которого считается сам Ву.
История в «Немой ярости» выглядит глубоко вторичной. На первый план выведены эпизоды действия, а длинный мелодраматический пролог, пусть и необходимый для создания нужного темпоритма и раскрытия мотивации протагониста, смотрится едва ли не инородным телом.

Первая треть картины посвящена знакомству с основными действующими лицами. Брайан Годлок, которого играет Юэль Киннаман — электрик из Лас-Паломаса, тихого восточного пригорода Лос-Анджелеса. Вместе с семилетним сыном и женой Саей (номинантка на премию «Оскар» Каталина Сандино Морено) он собирается справлять Рождество.

Однако внезапно на пороге их дома появляются незваные гости. Перестрелка местных банд приводит к гибели сына Брайана. Тут невольно на ум вновь приходит «Джон Уик», в котором побудительным мотивом к действию для персонажа Киану Ривза стала смерть его щенка.

Ослепленный гневом мужчина пускается в погоню за гангстерами, но в результате чуть не оказывается очередной жертвой негодяев. Получив тяжелое ранение в шею, Брайан лишается голоса и стимула жить. Он начинает беспробудно пить, а жена все больше и больше от него отдаляется. Решение приходит неожиданно — месть.

Для этого Брайан начинает долгие и упорные тренировки, в качестве учебного пособия выбирая ролики с YouTube. В эти моменты постановка будто бы ненадолго превращается в «Рокки».
Но затем все возвращается на круги своя. При этом в ленте обнаруживаются основные составляющие стиля Ву: бронебойный экшн, особо выразительные моменты которого демонстрируются при помощи эффекта замедленной съемки, гипертрофированное насилие, а также противостояние двух внутренне похожих, но находящихся на разных полюсах героев.

Хотя сравнивать персонажа Киннамана и лидера преступной группировки Плайя (Арольд Торрес с запоминающейся татуировкой на лице) кажется странной идеей. Но только на первый взгляд. Если копнуть глубже, окажется, что и первый, и второй в основе своей мотивации находят ярость.

Главной особенностью картины стало полное отсутствие диалогов. И правда, возводя насилие в абсолют, демонстрируя животные инстинкты в их первозданном виде, Джон Ву, с одной стороны, сюжетно упрощает свое произведение. С другой, художественный язык при этом усложняется.

Отдельные фразы, которые герои слышат по радио или улавливают посредством внутреннего голоса, удивляют подобно раскату грома среди ясного неба. Известно, что изначально режиссер хотел снять фильм вообще без единого произнесенного слова, но от этой затеи его отговорили продюсеры.

Но и в таком виде фильм выглядит эффектно. Используя продолжительные сцены без монтажных склеек и передавая эмоции героев через композицию кадра (снял картину известный по «Одержимости» Дэмьена Шазелла оператор Шэрон Мейр), мэтр словно бы удаляет из фильма все лишнее.

В этой связи особое внимание получает саундтрек за авторством Марко Белтрами. Музыка показывает внутреннее состояние героев: их напряжение, страдания, исступленное отчаяние и осторожное раскаяние.

Убрав из фильма диалоги, акцент сделали на ган-фу — сочетании акробатической стрельбы из огнестрельного оружия и традиционных единоборств. Одним из главных апологетов оного является Ву. В «Немой ярости» ган-фу показан с любовью и однозначно понравится поклонникам таланта постановщика.
В сценах перестрелок и боевых единоборств хорош Киннаман. Еще лучше шведско-американский актер проявляет себя в эпизодах, где ему надо изображать драму или трагедию. Его Годлок выглядит отрешенным, опустошенным, свирепым, грозным, растерянным. Все эмоции передаются через глаза, мимику и язык тела.

Это во многом сглаживает полное отсутствие объемных второстепенных персонажей и упрощенный взгляд на возмездие. «Немая ярость» — кино зрелищное, но прямолинейное, увлекательное, но полное клише. Однако, несмотря на все это, возвращение Джона Ву в Голливуд следует признать удачным. Мастер не потерял хватку.

Редактор: Сергей Чацкий
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda