АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 22 ИЮЛЯ 2021

СИБИРЬ: СОН ДЛИНОЮ В ФИЛЬМ

Фильм из дремы жизни Абеля Феррары о трудностях режиссерского опыта
с Уиллемом Дефо в главной роли

СИБИРЬ: СОН ДЛИНОЮ В ФИЛЬМ

АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 22.07.2021
Фильм из дремы жизни Абеля Феррары о трудностях режиссерского опыта с Уиллемом Дефо в главной роли
СИБИРЬ: СОН ДЛИНОЮ В ФИЛЬМ
АНАСТАСИЯ ЛОНЬКИНА | 22.07.2021
Фильм из дремы жизни Абеля Феррары о трудностях режиссерского опыта с Уиллемом Дефо в главной роли
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Абель Феррара
Страна: Италия
Год: 2019

Когда мы проваливаемся в сон, наше подсознательное вырывается из-под пелены сознания, и запутанные картинки, всплывающие яркими, быстро сменяющимися кадрами, пытаются донести до нас нечто значимое. Или мы просто видим сны и наш мозг обрабатывает ранее полученную информацию, которая создает новые нейронный связи и закрепляет старые, как сказали бы нейробиологи. Для итальянского режиссера Абеля Феррары и его темной и бесконечно холодной «Сибири» лучше всего подходит первый вариант. Он не поленился и собрал из дремы своей жизни фильм.

«Сибирь» впервые выпустили на суд зрителей в конкурсной программе Берлинского фестиваля, и мнения кинокритиков разделились на два полярных «плюс» и «минус». Фильм можно назвать ферраровским «8 ½» хотя бы потому, что он автобиографичен и также, как и в случае версии Феллини, рассказывает о трудностях режиссерского опыта.
Абель Феррара привык снимать о том, что близко. Зависимости от алкоголя, наркотиков, любви. Все эти явления отражаются на экране не просто так, а потому что Феррара говорит о том, что испытал на своей шкуре. Он сам порой руководил съемками под градусом, но сейчас это в прошлом. Как признается автор фильма в одном из интервью, он уже давно чист как белый лист.

Но воспоминания и опыт не сотрешь из памяти. Все, что было пережито человеком остается с ним навсегда. Так появилась «Сибирь» — картина с Уиллемом Дефо в главной роли, которая с русской Сибирью не имеет ничего общего, кроме всепоглощающей тоски и заморозков, поселившихся в герое фильма.

Для роли Уиллем Дефо впервые отправился на сеансы к психоаналитику. И совсем не из-за сложностей во время съемочного процесса. То была инициатива Абеля Феррары. Подготовка к съемкам проходила совместно с психиатром Кристом Зойсом и чтением Карла Юнга. Практика лечения пациентов и работа с бессознательными процессами стали базой для сценария.
«Сибирь» превратилась в настоящий психоанализ. и в чьи неосознанные видения мы отправляемся во время просмотра фильма — Феррара или Дефо — напоминает тест Роршиха, как минимум. И правильный ответ на вопрос могут дать только эти двое.

Фильм невозможно описать только одним словом и подчинить единому жанру. «Сибирь» — это и фильм-путешествие, и роуд-муви, внезапно обрастающий признаками три-муви.

Герой Уиллема Дефо — Клинт, пробирается сквозь закоулки памяти на собачьей упряжке сначала через зимние и пустынные пейзажи, потом оказывается в скалах, где пляшут нагие женщины-карлики и окровавленные мужчины, а потом отправляется в беспощадно знойную пустыню к неизведанным племенам. Ради чего? Тут все до неприличия просто: чтобы обрести смысл жизни и выбраться из черной и тягучей депрессии. По пути он встречает магов, гестаповцев, отца, и все пытается докопаться до истинного источника проблем, которые гложут героя, но так и не раскрываются зрителю.

Правда, тут все-таки можно выделить основной лейтмотив киноленты. Им выступает родительство. И снова мы возвращаемся к психоанализу и психоаналитикам, которые все как один вторят: все проблемы из детства. Выясняется, что отец Клинта был не чистых правил, не уделял внимания сыну и врал ему на регулярной основе. Не самые правильные качества отца герой перенял и взял в оборот уже в своем общении с ребенком. Кстати, мертвого отца Клинта тоже играет Дефо. Чем ни наглядное воплощение книжек Юнга?
Абель Феррара создал фильм и наполнил его многочисленными аллюзиями и отсылками, шифрами и аналогиями, которые мы будем разгадывать еще долгое время. Например, говорящая рыба на иврите в заключительных кадрах стала последней каплей, окончательно приближающей зрителя то ли к безумию, то ли к самопознанию. И раскрыть эту тайну мы сможем только обратившись к просмотру «Сибири» еще раз.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda