Идея «Разделения» оформилась в голове шоураннера-дебютанта Дэна Эриксона по пути в офис, где тот занимался монотонным трудом, и он с удовольствием отключился бы на ближайшие несколько часов, оставив все проблемы своей рабочей персоне. С одной стороны, решение революционное — почему бы не освободить свой разум для личных вопросов и не увеличить продуктивность одновременно? С другой, появляется тот самый этический вопрос, который становится движущей силой сюжета: если офисная версия героев способна мыслить, то почему она не обладает достаточной свободой воли и оказывается во власти внешнего оригинала? Ситуация «на подумать» — все, как завещал Рене Декарт.
Внешние персоны, или Аути (Outie), не считают внутренних Инни (Innie) достаточно самостоятельными для принятия решений относительно работы в корпорации. На этом строится вся арка Хелли Р. О том, что сотрудники Lumon — люди низшего сорта, аватары-служители своих хозяев из реального мира, красноречиво говорит и тональность «Разделения». Это своего рода эмоциональные качели, на которых катают зрителя. Неприкрытая двойственность относительно одного и того же физического тела чувствуется даже в том, как выглядит напоминающее лабиринт рабочее помещение. Пока Мистер Мильчик (Трамелл Тиллман) ходит вокруг сотрудников со старым фотоаппаратом и привозит виниловый проигрыватель, чтобы устроить заслуженную вечеринку одной песни, офис находится под присмотром современных камер, а все подземное пространство оснащено передовой техникой. Словно Инни не заслужили находиться даже в одном времени с остальным миром.
Другой ракурс на сеттинг сериала — идея сепарации социальных ролей. Согласно одной из базовых концепций в социологии, их полноценное разделение невозможно. Любой человек выполняет сразу несколько ролей, а их разграничение может спровоцировать внутриличностный конфликт — что мы и наблюдаем в случае с Хелли Р.
Усмотреть в шоу от Apple TV+ можно и критику капитализма. А где ее сегодня нет? Во-первых, о всемогуществе этого общественного строя уже говорит само появление процедуры разделения. Во-вторых, насколько должны обезуметь корпорации или обесценить труд, чтобы сотрудники были вынуждены прибегнуть к подобному решению проблемы. Первый звоночек о бессмысленности работы в Lumon — это, мягко говоря, странные награды за выполнение работы вроде карикатур на сотрудников, игрушек для снятия отпечатков пальцев и фотографий коллектива, которые можно надо поставить себе на стол. Весь этот антикапиталистический мотив забавно улавливать, учитывая, что владельцем стриминга является техногигант Apple, который не раз оказывался в центре корпоративных скандалов.
К концу сериала антропологические и философские рассуждения уходят на второй план, уступая место триллеру по-шьямалановски. Это слоубернер с совершенно неожиданным твистом, безбожно «оконченный» на эмоциональном клиффхэнгере.