И все же это фильм о пацифизме. О том, как желание не навредить (или навредить) выражается в каждом из нас по-разному. На что человек готов ради мира? Убивать убийц? Убивать себя? Не делать ничего? Толстовская дилемма из «Войны и мира» сначала всерьез ставится перед зрителем, чтобы под конец рассыпаться дегуманизирующей всех и вся фразой мафиози: «У меня убили на трех друзей больше, чем у тебя, так что не грусти». За этим апогеем цинизма, конечно, проглядывает искренность и попытка разобраться во всех бедах человечества (тема (не)насилия раскроется ярче в «Трех билбордах»), но стоит ли доверять хитрому ирландцу, который вкладывает в уста героев совершенно разные и зачастую противоречащие друг другу мысли?
Что может оттолкнуть в картине, так это ее текстоцентричность. МакДона — писатель и драматург, он строит кино как роман. Здесь нет места богатой визуальной поэзии или сильной операторской работе. Даже нумерация психопатов отстукивается на экране печатной машинкой. Диалоги и интертекстуальность, опять же — самые сильные стороны «Семи психопатов». Это своеобразная месть МакДона кинематографу: он смеется над его штампованностью, его индустрией и природой. Как шпион во вражеском стане, он пытается превратить кино в чистую драматургию, универсальный текст. Однако о каком писательском таланте (в данном случае) может идти речь, если на обвинения в убийстве персонажи отвечают: «Зато попал в фильм». Стоит отдать должное — шутки здесь смешные: как остроумные ванлайнеры (разбирайте на цитаты), так и абсурдный взгляд на мир, который транслируют главные герои.
Мы говорим о мужском кино (к нему принадлежит большая часть картин автора), в котором женщина — жертва и объект, но никоим образом не действующее лицо. Первую девушку, которая появляется на экране, называют долбанной сукой, а второй упорно тычут дулом пистолета в лицо. Когда персонаж Рокуэлла стреляет в живот подружке мафиози, камера явно смакует момент. С точки зрения драматургии, это еще и буря эмоций, потому что мы узнаем личность первого психопата, но визуальный язык дополнительно подчеркивает катарсис, обрезая пистолет из кадра. Выстрел становится для нас полной неожиданностью, а его цель — идеальной мишенью, потому что героиня Ольги Куриленко представлена как картонная дурочка. Музыка тоже не подводит — текст песни говорит: «Анжела (так ее и зовут), какая разница? Жизнь проходит мимо тебя». Насилие в отношении женщин в фильме оправдано только насилием, что в целом наследует традиции эксплуатационного кино, но тот же Тарантино был в этом отношении гораздо более изобретательным. МакДона сразу же оправдывается метакомментарием: и я не я, и корова не моя — вся вина лежит на лирическом герое-сценаристе, который не умеет прописывать женских персонажей. Такая вот защита постиронией: «Не парьтесь, ребят, все понарошку, я просто прикалываюсь».
Возвращаясь к музыке — саундтрек здесь великолепно удовлетворяет меломанские запросы любой аудитории. Отсутствие композитора — очередной постмодернистский трюк — не только позволяет насладится задорным песенным попурри, но и вносит свою лепту в восприятие картины. Иногда это контрапункт к перестрелке, иногда — комментарий к происходящему, но чаще всего — обыкновенная меланхолия. Под такое можно только залегать на дно в Брюгге.