ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27 ДЕКАБРЯ 2019

SCROOGED: КЛАССИКА ДИККЕНСА НА НОВЫЙ ЛАД

Образы нового года, призраки Рождества и аллюзии на классические и культовые сюжеты в кинофильме Ричарда Доннера с Биллом Мюрреем в главной роли

SCROOGED: КЛАССИКА ДИККЕНСА НА НОВЫЙ ЛАД

ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27.12.2019
Образы нового года, призраки Рождества и аллюзии на классические и культовые сюжеты в кинофильме Ричарда Доннера с Биллом Мюрреем в главной роли
SCROOGED: КЛАССИКА ДИККЕНСА НА НОВЫЙ ЛАД
ЮЛИЯ САЛИХОВА | 27.12.2019
Образы нового года, призраки Рождества и аллюзии на классические и культовые сюжеты в кинофильме Ричарда Доннера с Биллом Мюрреем в главной роли
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Ричард Доннер
Страна: США
Год: 1988


Рождество любят не все. Фрэнк Кросс его просто обожает: холод, все сидят дома и пялятся в ящик, а значит сборы с рекламы стремительно растут. Главный герой картины Ричарда Доннера – карьерист Фрэнк – самый молодой президент телевизионного канала, который не интересуется ничем кроме денег. Ему безразличны сотрудники, не интересны отношения, даже на родного брата нет времени. Он женат на работе. Черствого, равнодушного, пугающего старушек до смерти, Фрэнка пытаются перевоспитать духи прошлого: веселый таксист из ада, фея без комплексов, использующая методы рукопашного боя и посланник будущего с черепом вместо лица.
КЛАССИКА ДИККЕНСА
«Scrooged» – сатирическая киноверсия повести-сказки Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» (1843), главный герой которой скряга Эбенизер Скрудж не понимает всеобщей радости по поводу приближающегося праздника. Несмотря на то, что в фильме фактически воспроизводится постановка истории Диккенса, главный герой Фрэнк является аллюзией на книжного Скруджа, а сама история разворачивается в относительно современных обстоятельствах.

«Рождественская песнь» входит в сборник избранных произведений Диккенса и является одним из самых популярных рассказов о Рождестве в Великобритании и за ее пределами. В своем цикле рассказов писатель обличает пороки господствующих классов с позиции гуманизма и пытается призвать к равенству богатых и бедных. Ричард Доннер в своей работе обратил внимание на социальные проблемы современного общества, которые со времен Диккенса приобрели новую форму.

Оригинальное название фильма «Scrooged» в России было адаптировано как «Новая рождественская сказка». Хотя эта формулировка вступает в некоторое противоречие с синопсисом картины, вероятно, именно она исключает наличие у российского зрителя ассоциаций со Скруджем МакДаком – антропоморфным селезнем из диснеевской мультвселенной, который, кстати, был назван в честь главного героя произведения Диккенса.
ОТ РЕЖИССЕРА «ОМЕНА» И «СУПЕРМЕНА»
Режиссером фильма выступил работавший со множеством жанров Ричард Доннер. Он снял «Омен», экранизацию комикса про «Супермена» и тетралогию «Смертельное оружие». В кино Доннер пришел с телевидения, где снимал такие сериалы как «Сумеречная зона», «Агенты А.Н.К.Л.», а также продюсировал «Байки из склепа».

Музыку к фильму написал Дэнни Элфман – четырежды номинант на премию Оскар, обладатель премий Грэмми, Эмми и Сатурн, один из главных композиторов Голливуда, наиболее известный своим сотрудничеством с Тимом Бертоном.

Для Билла Мюррея роль в «Скрудже» стала первой после четырехлетнего перерыва и успеха «Охотников за приведениями». Без сомнения, роль Фрэнка Кросса – одна из лучших в карьере Мюррея. Персонаж позволил Биллу раскрыть творческий потенциал, начиная от работы с мимикой и заканчивая Шекспировскими репликами, вписанными в сценарий. Помимо того, в «Скрудже» снялись три брата-актера Билла Мюррея.
АЛЛЮЗИИ И ОТСЫЛКИ
В 2009 году про Эбенезера Скруджа был снят трехмерный фильм с Джимом Керри в главной роли. Образ ненавистника Рождества не стал для Керри первым: в 2000 году он исполнил роль Гринча – зеленокожей версии Скруджа, а значит и Фрэнка Кросса. Связь между персонажами прослеживается еще в самом начале «Новой Рождественской сказки», когда Кросс составляет расписание программы передач по фиксированному таймингу. Гринч, как и Кросс, между прочим, тоже занятой персонаж, который тратит минимум полчаса на самоистязание, а потом еще и борется с ненавистью к себе. Героев связывает не только ненависть к празднику, но и исправление ближе к финалу историй.

Авторы «Скруджа» заимствовали идеи из культового «Назад в будущее»: к примеру, образ ДеЛориан, который в работе Доннера воплощается в такси со счетчиком годов. На такси, водителем которого оказывается один из призраков, Фрэнк попадает в прошлое, устраивает ниагарский водопад из слез, раскаивается в совершенных ошибках, однако до последнего не желает меняться.

Несмотря на, казалось бы, отсутствие сюжетных пересечений, в «Скрудже» обнаруживаются стилистические соприкосновения с фильмом «День сурка». И дело даже не в Билле Мюррее – исполнителе главных ролей. Оба персонажа находятся в процессе самоискупления под влиянием сверхъестественных сил. Начиная с того, что Фрэнк Кросс и Фил Коннорс связаны с телевидением, а их истории разворачиваются в канун праздников, и тот и другой так или иначе видят себя со стороны, принимают свои ошибки, меняются в лучшую сторону и добиваются сердца девушки.
ЧУДО СЛУЧИТСЯ, СТОИТ ТОЛЬКО ЗАХОТЕТЬ
История Скруджа учит тому, что даже самый черствый человек, может стать лучше, а безнадежных людей нет, что логично: история все-таки рождественская, а значит обязана быть доброй, поэтому под финал звучит рождественская песня, которую Кросс исполняет вместе со зрителями. С одной стороны, фильм, несмотря на наличие жестокого юмора и восставших мертвецов, призван подарить праздничное настроение. С другой, финал картины ничем не выделяет его среди прочих новогодних фильмов.

Для тех, кто относится к новогодним праздникам безразлично «Новая рождественская сказка» может стать прекрасной альтернативой приевшемуся канону шаблонных фильмов в красно-белых тонах. В «Скрудже» нет гор подарков, за исключением набора ножей и камасутры, а елка там - человеческая; зато есть глаз в стакане, мышь, выползающая из черепа умершего человека и часть женской груди, которую принято цензурить. Конечно «Scrooged» - не «Bad Santa», зато его можно смотреть всей семьей. Для одинокого просмотра фильм тоже подойдет – как минимум будет возможность без стеснения посмеяться над шутками вроде «приделать рога мышке степлером» и среднего пальца, показанного старушке.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda