АНАСТАСИЯ СОКОЛОВА | 20 ФЕВРАЛЯ 2019

МАРТИН СКОРСЕЗЕ

О режиссере фильмов «Таксист», «Злые улицы», «Славные парни» и других

МАРТИН СКОРСЕЗЕ

АНАСТАСИЯ СОКОЛОВА | 20.02.2019
О режиссере фильмов «Таксист», «Злые улицы», «Славные парни» и других
МАРТИН СКОРСЕЗЕ
АНАСТАСИЯ СОКОЛОВА | 20.02.2019
О режиссере фильмов «Таксист», «Злые улицы», «Славные парни» и других
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ
«НОВЫЙ ГОЛЛИВУД» И «MOVIE BRATS»
Мартин Скорсезе – режиссер, который во многом повлиял на то, каким является американский кинематограф сегодня. Он был и остается одним из выдающихся творцов, сформировавших «Новый Голливуд». В период с 1917 до начала 1960-х годов существовала парадигма «Классического Голливуда», в которой фильмы производились согласно доминирующим эстетическим, жанровым и нарративным формулам, персонажи представляли собой типы, обладающие понятными для всех мотивациями.

Мартин Скорсезе состоял в объединении режиссеров нового поколения «Movie Brats», выходцев из киношкол и кинокритиков 1960-х гг. Среди них были Ф. Ф. Коппола, С. Спилберг, Дж. Лукас, М. Скорсезе. Их называли «великой четверкой». Молодые кинематографисты, создавая фильмы, сосредотачивались на проработке сценария, актуальности его проблематики, разработке характеров персонажей, отличных от типов и формул, разработанных в парадигме «Классического Голливуда». Режиссеры «Нового Голливуда» вдохновлялись искусством американского андеграунда Э. Уорхола и К. Энгера, а также деятельностью режиссера и продюссера Р. Кармана, который открыл киностудию «American International Pictures», где снимали фильмы exploitation, - эксплуатировавших темы секса, насилия и перверсий. Р. Карман был руководителем начинающих режиссеров М. Скорсезе, Ф. Копполы, Дж. Лукаса, П. Богдановича, Д. Хоппера, Дж. Николсона и других. Причастность к контркультуре, демонстрация зрелищного насилия, склонность к смешению жанров, частичное снятие границ запретных тем, стали характерными чертами «Нового Голливуда». На режиссеров «Нового Голливуда» повлияли теории «авторского кино» и эстетика французской «Новой волны». Влияние «Новой волны» на творчество Скорсезе очевидно в одном из первых его фильмов – «Кто стучится в дверь ко мне?» (1967). Для парадигмы «Нового Голливуда» стала характерной разработка персонажей, поведение которых не было мотивировано конкретными целями, четкой моральной позицией и принадлежностью к интересам какой-либо социальной группы.

Все эти черты «Нового Голливуда» стали возможны благодаря отмене в 1967 году неофициального этического договора, кодекса Хейса, согласно которому картины, подрывающие моральные устои общества, открыто издевающиеся над законом и заставляющие зрителя сочувствовать злодеям и преступникам, снимать было нельзя.
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА И ИЗВЕСТНОСТЬ
Мартин Скорсезе родился в семье выходцев из Италии, переселившихся в США. Центральная роль семьи в итальянской культуре, акцент в ней на борьбе за успех, а также католическое вероисповедание и проживание по соседству с преступными группировками: все это было отражено в картинах режиссера. Мартин рассказывал в одном из интервью о своем детстве: «Я пробыл с бабушкой и дедушкой [в Итало-американской общине] четыре или пять месяцев… и это был ужасный опыт, потому что я был достаточно взрослым, чтобы понять, что вокруг было несколько крутых парней. Представьте, что вы играете в песочнице, и перед вами может упасть какая-то вещь - не мешок с мусором, как вы могли ожидать, а маленький ребенок, упавший с крыши!».

Скорсезе больше всего известен своими фильмами про гангстеров и преступные группировки: «Злые улицы» (1973), «Цвет денег» (1986), «Славные парни» (1990) и «Казино» (1995.) В творчестве Мартина Скорсезе темы вины и христианской морали затронута в картинах: «Кто стучится в дверь ко мне?» (1967), «Последнее искушение Христа» (1988), «Молчание» (2016), и даже в фильме «Таксист» (1976) главный герой, одержимый идеей чистоты, вступает в борьбу с «грязью, мерзостью и развратом», несомненно, имеющей почти религиозный характер.

НУАР В ТВОРЧЕСТВЕ СКОРСЕЗЕ И «ТАКСИСТ»
Мартина Скорсезе можно считать мастером нео-нуара: в «Таксисте», «Злых улицах», «Славных парнях», «Казино», и во многих других фильмах Скорсезе использует элементы классического фильма нуар. Все эти фильмы объединяет наличие героев, склонных к саморазрушению.

Фильм нуар появился на рубеже 1930-40-х годов и связан с гангстерскими картинами Голливуда 1920-30-х гг., направлениями французского реализма и немецкого экспрессионизма в кино. Нуар формировался также под влиянием детективной литературы эпохи Великой Депрессии. Классический фильм нуар отражает состояние паранойи, сомнения, страха и неопределенности, связанные, в частности, с началом Второй мировой войны. Ветераны войны, возвратившись, обнаружили, что мир сильно изменился в их отсутствие на фронте и продолжает жить без них, их жены стали более независимыми в финансовом отношении благодаря военной работе, и вместо счастливой жизни, о которой они мечтали, их ожидала разруха. Нуар был отражением коррупционной системы, он показывал послевоенную реальность — жестокую, существующую по другим правилам, предлагая зрителю совершенно иные ценности и образы, в отличие от тех, которые транслировали на телевидении и в кино того времени.

В «Таксисте» главный герой одинок и находится в состоянии внутреннего конфликта, он нестабилен, влюбляется в девушку и разочаровывается в ней, и затем решается на поступок, мотивации которого лежат за гранью добра и зла - на убийство ради спасения малолетней проститутки. Это образ главного героя, характерный для фильма нуар. По форме и стилю фильм «Таксист» продолжает традицию нуара: «субъективная камера» и внутренние монологи главного героя, ночная съемка города, мрачное джазовое музыкальное сопровождение. Мартин Скорсезе в своей лекции «Отпечаток света» говорил, что для него важно отражение культурного контекста, духа времени в кино. В фильме «Таксист» изображено состояние городской культуры США конца шестидесятых.

«Таксист» (1976)
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ХРИСТИАНСТВО
В последних картинах Мартина Скорсезе сохраняются элементы нуара, поднимаются темы моральных ценностей, вины и христианства. Так, в фильме «Волк с Уолл-стрит» (2013) Скорсезе критикует капитализм, разрушение «американской мечты» и рассказывает о предательствах, о взлете и падении человека, одержимого богатством и удовольствиями. «Молчание» (2016) рассказывает о гонениях на христиан в Японии XVII века, об истинной вере, мученичестве и морально-нравственном выборе.

В фильме «Остров проклятых» (2009) присутствуют нуарная эстетика и детективная история, параноидальная атмосфера и абсолютное одиночество главного героя. Фильм Скорсезе отсылает зрителя к психологическим триллерам Хичкока, например к «Психо» (1960) и «Головокружению» (1958). В «Острове проклятых» важна проделанная работа с множеством жанровых формул и нарративными клише, сложившимися на протяжении всей истории кинематографа. Фильм «Остров проклятых» снят по роману Денниса Лихейна «Mystic River». Самому Мартину Скорсезе сценарий напомнил фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920, реж. Р. Вине), первый психологический триллер, с которого началась история немецкого киноэкспрессионизма.

В «Кабинете доктора Калигари» авторы фильма – К. Майер и Г. Яновиц, используют метафору безумия власти, которая влечет свой народ к гибели. По мнению исследовательницы немецкого кинематографа Лотте Айснер, этот фильм стал предвосхищением тоталитаризма и Второй мировой войны, выражением страхов людей перед будущим, которое их ожидало. Возможно, между «Островом проклятых» М. Скорсезе и «Кабинетом доктора Калигари» можно провести аналогию. Главный герой, получивший психологическую травму во время освобождения пленных концлагеря Дахау, размышляет: «Я помню Дахау. Мы увидели там, что люди могут творить друг с другом. Мы воевали, чтобы их освободить, а теперь я узнаю, что то же самое творится здесь». Тотальный контроль в государственном учреждении, психиатрической больнице, которая финансируется спецслужбами, заговор, эксперименты над сознанием людей с целью их порабощения. Если мы вспомним слова Мартина Скорсезе об отражении духа времени в кино, то «Остров проклятых», как и «Кабинет доктора Калигари», можно рассматривать как выражение страхов перед будущим. В конечном итоге, Мартин Скорсезе как режиссер остается верен себе: ключевыми темами «Острова проклятых» являются вина и насилие как истина человечества.

Автор текста: Анастасия Соколова
Редактор:
Лена Черезова
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda