ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11 ОКТЯБРЯ 2021

СЦЕНАРИЙ: КАК ЗРИТЕЛЮ ЕГО СЧИТЫВАТЬ

Что такое удачный сценарий, как он пишется и расшифровывается

СЦЕНАРИЙ: КАК ЗРИТЕЛЮ ЕГО СЧИТЫВАТЬ

ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.10.2021
Что такое удачный сценарий, как он пишется и расшифровывается
СЦЕНАРИЙ: КАК ЗРИТЕЛЮ ЕГО СЧИТЫВАТЬ
ГЕННАДИЙ ГУСЕВ | 11.10.2021
Что такое удачный сценарий, как он пишется и расшифровывается
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Текст растянутого во времени и пространстве проекта журнала, посвященного теории кино. В этой работе Геннадий Гусев пишет о том, что такое удачный сценарий, как он пишется и расшифровывается зрителем.

Любое кино начинается со сценария. Но написать хороший текст к фильму — задача сложная. Не так просто создать такую литературную основу к картине, которая в равной степени была бы понятна и интересна режиссеру, актерам, зрителям, а также выжимала бы из сюжета все самое лучшее.

ДЕТАЛИ

При написании сценария особое значение приобретают самые незначительные детали — сценарист обязан определить то минимально необходимое количество информации, которое он должен предоставить зрителю для понимания сцены, а актерам и постановщику — для правильной интерпретации героев и истории. Способность просто говорить о сложном, владеть словом, писать кратко и содержательно, чувствовать людей и жизнь — незаменимые для любого сценариста умения.

На взгляд непрофессионала связь сценария с тем, что зритель видит на экране, кажется сложноопределяемой, едва уловимой. Или, наоборот, интерпретируемой в самом простом виде.

На самом деле все намного проще, чем кажется.

Можно смотреть кино, не задумываясь над тем, как, зачем и почему использовал тот или иной прием драматург. Но существует способ лучше понять задумки сценариста и, как следствие, — характеры персонажей, а также глубже прочувствовать заложенные в постановку идеи.

ЗНАНИЯ

Для этого следует научиться считывать сценарий. Чтобы это сделать, важно помнить несколько правил, простых для любого погруженного в тему человека, но не таких однозначно определяемых для массового зрителя.

Во-первых, как писал американский сценарист и теоретик искусства написания киносценариев Роберт Макки в своей книге «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», диалог — это не разговор.

Чтобы создать хороший диалог, не следует буквально копировать то, что мы постоянно слышим вокруг — точное воспроизведение бесед своих коллег, друзей, знакомых и близких никак не поможет в решении этой задачи. Равно как не способствует этому попытка выстроить в произведении философскую дискуссию или религиозный диспут с массой сложных терминов и незнакомых понятий. Таким образом герои не превратятся в высокообразованных интеллектуалов, а, напротив, будут выглядеть глупо.

По словам Макки, диалог должен обладать непринужденностью обычного разговора, но отличаться более глубоким содержанием.

«Важен не текст, а подтекст».

Во-вторых, описания пейзажей или интерьеров в сценарии обычно представлены скупо. Работа с визуалом отдается на откуп режиссеру и художникам-постановщикам. Именно за счет их стараний и воображения сцена должна заиграть красками.

В-третьих, сценарист никогда не пишет сцену так, как она выглядит в конечном варианте на экране. В первую очередь драматург думает о том, как воспринимают происходящее персонажи, как будут считывать его текст коллеги. Он пытается передать эмоциональный накал, суть эпизода в том числе при помощи точных описаний, по минимуму используя метафоры, синекдохи и сравнения.

АНАЛИЗ: ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

При просмотре фильма нельзя забывать, что каждый поступок героя, любое показанное в ленте событие имеет под собой причину. Чтобы понимать логику сценариста, следует всегда спрашивать себя: «Что хотел сказать этим автор, почему произошло то, а не иное?».

Герой произведения всегда движется к какой-либо цели. Любой его поступок — это шаг на пути к ней. На дороге протагонисту могут встречаться препятствия, но всякое новое испытание — лишь очередная деталь мозаики, которая в конечном итоге сложится в цельную картину — главное действующее лицо постановки придет к решению конкретной задачи, устранению внутреннего или внешнего конфликта.

Способность к анализу — одно из главных качеств, которым должен обладать зритель, стремящийся лучше понимать первооснову любого фильма — сценарий. Необходимое в этом плане условие — умение правильно формулировать вопросы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Разберем вышесказанное на примере сцены из фильма Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд», сценарий к которому написал сам постановщик.

Для начала надо внимательно посмотреть ленту целиком, чтобы понять заложенные в нее идеи. В случае с полотном автора «Одержимости» и «Человека на Луне» — это первая любовь, разрушение идиллических представлений о ней, выбор между личной жизнью и карьерой, цена мечты.

Затем необходимо пересмотреть интересующую нас сцену несколько раз.

Возьмем эпизод диалога главных героев истории — музыкантов Себастьана и Мии, которых играют Райан Гослинг и Эмма Стоун — из второй половины произведения.

Себастьян устраивает своей девушке сюрприз, когда неожиданно приезжает к ней домой и готовит романтический ужин. В начале сцены оба протагониста улыбаются, шутят и, как кажется, очень расположены друг к другу.

Стоит заметить — молодые люди одеты в схожей цветовой гамме: на Мии шерстяной свитер с небрежно выглядывающей из-под него голубой рубашкой, а на приехавшим прямо с выступления молодом человеке строгий черный костюм с аляповатым ярко-желтым галстуком. Интерьер дома Мии выделяется нежно-зелеными и черными оттенками.
И одежда персонажей, и цвета внутреннего убранства жилища девушки настраивают зрителя на нужный лад (считается, что черный цвет символизирует бунт, синий — постоянство, желтый — ревность) — эпизод построен на противоречиях, возникающих в героях и их отношении друг к другу; за ширмой из безмятежности прячется потенциальный конфликт — зритель чувствует, что нечто нехорошее непременно произойдет.

Нет сомнений, что все эти нюансы (настроение сцены предается в том числе через цвет и одежду главных героев, а также язык их тела) описал в своем сценарии Шазелл.
Разговор влюбленных развивается в том же русле: от теплой мирной беседы они постепенно переходят к непониманию, а затем к размолвке.

Обсуждая под играющую фоном умиротворяющую джазовую композицию свои текущие планы, настроение диалога мало-помалу меняется — Себастьян не понимает, почему Миа не может поехать с ним на концерт в другой город. В свою очередь девушка объясняет, что это невозможно, так как ее декорации слишком трудно перевозить. Затем она спрашивает своего бойфренда, когда завершится тур его группы. Ответ Себастьяна лаконичен: «Когда закончим, начнем записывать альбом, а потом — снова в тур». После этого ссоры уже не миновать.

В этой простой сцене Дэмьен Шазелл на самом деле показывает — его герои не хотят идти на компромиссы, успехи на работе для них важнее отношений. Или, быть может, Себастьян и Мия банально начали остывать друг к другу? Невозможность совместной поездки — лишь предлог, корни конфликта лежат глубже.

А ведь подобные диалоги очень часто встречаются в реальной жизни. Заслуга кинематографиста состоит в том, как он перенес свой (или чужой) опыт в сценарную заявку: ординарно, но изящно, лаконично, но при этом поэтично.

Поворотный момент в этой сцене — слова Мии о неосуществимости планов Себастьяна на совместную поездку. После этого персонаж Гослинга отдаляется от девушки, а их диалог переворачивается с ног на голову — вместо добросердечных слов, сказанных уверенно от всего сердца, герои начинают запинаться и не договаривать, они почти не смотрят друг другу в глаза, их лица покидают улыбки, а в звучащей на заднем плане мелодии появляются минорные тональности.

Так при помощи всего нескольких штрихов и простых художественных средств автор показывает кризис в отношениях протагонистов. Для этого ему не понадобилось придумывать жутких скандалов или чрезвычайных обстоятельств — всего парой точных фраз, холодным взглядом влюбленных и приглушенной музыкой на фоне режиссер показал, как герои пришли к сложному, но неотвратимому в их жизнях решению.

ОТЛИЧИЕ СЦЕНАРИЯ ОТ ФИЛЬМА

Необходимо понимать, что сценарий и фильм не всегда совпадают. Ведь текст к ленте создается в первую очередь для режиссера. Превосходный сценарий — таким образом написанный текст, который постановщик легко и быстро может истолковать для себя и воплотить все задуманное на экране.

Также нельзя забывать, что картина часто «прячет» причины событий и истинные мотивы героев. Особенно если это детектив или триллер. Нередко бывает так, что сценарий меняют уже на съемочной площадке (не говоря уже о том, что любой хороший сценарий был переписан минимум три-четыре раза) — приходит понимание, что некоторые сцены оказывается лишними или «недодают» информацию зрителю.

В своей книге о сценарном мастерстве «Действие с воздействием» известный тренер по актерскому мастерству Кимберли Дженсен пишет: «Помните, что история оправдывает поведение. Поэтому, если вы не понимаете, почему персонаж делает то, что он делает, лучше всего посмотреть фильм целиком, и вы действительно получите некоторые подсказки. Сценарий наполнен ими: динамичными, интересными мыслями, идеями и метафорами — они придают смысл произведению и помогают зрителю понять его».

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda