Разберем вышесказанное на примере сцены из фильма Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд», сценарий к которому написал сам постановщик.
Для начала надо внимательно посмотреть ленту целиком, чтобы понять заложенные в нее идеи. В случае с полотном автора «Одержимости» и «Человека на Луне» — это первая любовь, разрушение идиллических представлений о ней, выбор между личной жизнью и карьерой, цена мечты.
Затем необходимо пересмотреть интересующую нас сцену несколько раз.
Возьмем эпизод диалога главных героев истории — музыкантов Себастьана и Мии, которых играют Райан Гослинг и Эмма Стоун — из второй половины произведения.
Себастьян устраивает своей девушке сюрприз, когда неожиданно приезжает к ней домой и готовит романтический ужин. В начале сцены оба протагониста улыбаются, шутят и, как кажется, очень расположены друг к другу.
Стоит заметить — молодые люди одеты в схожей цветовой гамме: на Мии шерстяной свитер с небрежно выглядывающей из-под него голубой рубашкой, а на приехавшим прямо с выступления молодом человеке строгий черный костюм с аляповатым ярко-желтым галстуком. Интерьер дома Мии выделяется нежно-зелеными и черными оттенками.
И одежда персонажей, и цвета внутреннего убранства жилища девушки настраивают зрителя на нужный лад (считается, что черный цвет символизирует бунт, синий — постоянство, желтый — ревность) — эпизод построен на противоречиях, возникающих в героях и их отношении друг к другу; за ширмой из безмятежности прячется потенциальный конфликт — зритель чувствует, что нечто нехорошее непременно произойдет.
Нет сомнений, что все эти нюансы (настроение сцены предается в том числе через цвет и одежду главных героев, а также язык их тела) описал в своем сценарии Шазелл.
Разговор влюбленных развивается в том же русле: от теплой мирной беседы они постепенно переходят к непониманию, а затем к размолвке.
Обсуждая под играющую фоном умиротворяющую джазовую композицию свои текущие планы, настроение диалога мало-помалу меняется — Себастьян не понимает, почему Миа не может поехать с ним на концерт в другой город. В свою очередь девушка объясняет, что это невозможно, так как ее декорации слишком трудно перевозить. Затем она спрашивает своего бойфренда, когда завершится тур его группы. Ответ Себастьяна лаконичен: «Когда закончим, начнем записывать альбом, а потом — снова в тур». После этого ссоры уже не миновать.
В этой простой сцене Дэмьен Шазелл на самом деле показывает — его герои не хотят идти на компромиссы, успехи на работе для них важнее отношений. Или, быть может, Себастьян и Мия банально начали остывать друг к другу? Невозможность совместной поездки — лишь предлог, корни конфликта лежат глубже.
А ведь подобные диалоги очень часто встречаются в реальной жизни. Заслуга кинематографиста состоит в том, как он перенес свой (или чужой) опыт в сценарную заявку: ординарно, но изящно, лаконично, но при этом поэтично.
Поворотный момент в этой сцене — слова Мии о неосуществимости планов Себастьяна на совместную поездку. После этого персонаж Гослинга отдаляется от девушки, а их диалог переворачивается с ног на голову — вместо добросердечных слов, сказанных уверенно от всего сердца, герои начинают запинаться и не договаривать, они почти не смотрят друг другу в глаза, их лица покидают улыбки, а в звучащей на заднем плане мелодии появляются минорные тональности.
Так при помощи всего нескольких штрихов и простых художественных средств автор показывает кризис в отношениях протагонистов. Для этого ему не понадобилось придумывать жутких скандалов или чрезвычайных обстоятельств — всего парой точных фраз, холодным взглядом влюбленных и приглушенной музыкой на фоне режиссер показал, как герои пришли к сложному, но неотвратимому в их жизнях решению.