олег прекраснов | 26 ИЮЛЯ 2019

ФЕНОМЕН «ТЕХАССКОЙ РЕЗНИ БЕНЗОПИЛОЙ»

Рецензия на культовый образцовый слэшер из 70-х с социальным и политическим подтекстом
ФЕНОМЕН «ТЕХАССКОЙ РЕЗНИ БЕНЗОПИЛОЙ»
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 26.07.2019
Рецензия на культовый образцовый слэшер из 70-х с социальным и политическим подтекстом
ФЕНОМЕН «ТЕХАССКОЙ РЕЗНИ БЕНЗОПИЛОЙ»
ОЛЕГ ПРЕКРАСНОВ | 26.07.2019
Рецензия на культовый образцовый слэшер из 70-х с социальным и политическим подтекстом
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссер: Тоуб Хупер
Страна: США
Год: 1974


В 1974 году в американский прокат вышел фильм «Техасская резня бензопилой», неожиданно для всех собравший гигантскую кассу и настолько шокировавший зрителей, что был запрещён к показу в нескольких странах, например, в Великобритании. Необычная рекламная кампания уверяла зрителей в реальности истории картины, а броское название и постер недвусмысленно намекали на принадлежность к эксплуатационному кино. В чём секрет неугасающего интереса к культовой классике 1974 года и почему лента на самом деле является серьёзным политическим высказыванием?
На съемках «Техасской резни бензопилой»
СЛЭШЕР С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
На волне успеха «Психо» Альфреда Хичкока в 1960 году продюсеры стали вкладываться в экспериментальные фильмы ужасов; популярностью пользовались эксплуатационные картины категории Б – среди прочего, истории про монстров, сексуальные извращения и маньяков-убийц. Со временем образовался отдельный поджанр ужасов «слэшер», характерным элементом которого стали молодые люди, умирающие один за другим от рук неуловимого убийцы. Фильмами, повлиявшими на поджанр «слэшера», явились как тот же «Психо», так и итальянские хорроры 60-х и 70-х годов, в частности, картины Марио Бавы («Шесть женщин для убийцы», «Кровавый залив») и Дарио Ардженто («Птица с хрустальным оперением» и др.).

Американец Тоуб Хупер с детства снимал короткометражки на свою 8-милимметровую камеру и любил фильмы ужасов. Изучая кино и драму в родном штате Техас, в 60-х он снял ряд работ – например, полнометражную ленту «Яичная скорлупа», посвящённую жизни молодых американских хиппи. Однажды Хупер увидел телевизионные кадры, снятые во время военных действий во Вьетнаме, на которых хладнокровно демонстрировались трупы жестоко убитых солдат – режиссёр задумался о природе людей, их поведении и звериной сущности. Обстановка в Техасе и стране также навела Хупера на мысль о создании новой картины, а вдохновением послужили преступления Эда Гейна – серийного убийцы, прообраз которого использовал Роберт Блох при написании романа «Психо».

С грошовым бюджетом Тоуб Хупер представил миру образ «Кожаного лица», чьи человеческие маски, вероятно, являлись олицетворением Америки того времени, сдиравшей и надевавшей на себя маски миллионов человеческих трупов.
АБСУРД, ГРОТЕСК И САСПЕНС
Девушка Салли, её брат-инвалид Франклин и их друзья приезжают в Техас, чтобы проверить могилу их дедушки в связи с сообщениями о проделках кладбищенских вандалов. Герои-таки приезжают сначала на кладбище, а затем отправляются посмотреть на дом, в котором жил дед, но по пути встречают жуткого типа, едва связывающего слова в предложения и режущего себе руки прямо во время разговора. Эта сцена – первый звоночек для зрителя о том, что жители местной глубинки имеют не только мерзкие лица, но и способны на очень странные дела. Тоуб Хупер добился поразительного саспенса за счёт грамотно подобранных актёров и локаций. Жуткие лица обывателей, которых встречает компания главных героев, паучий рой в углу комнаты заброшенного дома дедушки – все это постепенно нагнетает обстановку. Несмотря на то, что персонажи выписаны небрежными мазками в виде «толстый-добряк-инвалид» – это не мешает ассоциировать себя с ними благодаря естественности актёрской игры. На момент выхода фильма в прокат критики хвалили его за реалистичность и создание атмосферы ужаса в неприметном, на первый взгляд, американском доме.

С каждой новой сценой атмосфера фильма становится всё более нездоровой и давящей на психику зрителя. Первое появление «Кожаного лица» шокирует – до смерти забивающий одного из персонажей фильма маньяк слишком резко вторгается в повествование. Апофеозом абсурда и гротеска выступает последняя треть фильма, где единственную выжившую девушку притаскивают в жуткий дом и всячески над ней издеваются. Зритель вместе с главной героиней словно попадает в кошмарный сон с ужасающими образами – «Кожаное лицо», который на протяжении фильма несколько раз меняет «маску» из человеческой кожи; полуживой и любящий пить кровь дедушка с жутким гримом. Дружный коллектив дополняют их сумасшедшие родственники-людоеды.

Грамотная постановка сцен, отсутствие пошлости и неуместного юмора – Тоуб Хупер вместе со съёмочной командой добился невероятной правдоподобности происходящего.
Тоуб Хупер (слева) на съемках фильма «Техасская резня бензопилой»
КУЛЬТОВЫЙ ПОРТРЕТ АМЕРИКАНСКОЙ ГЛУБИНКИ
Почему же картина приобрела культовый культовый статус и в дальнейшем получила множество горе-продолжений и ремейков? Одной из причин стал уровень жестокости. У людоедов-убийц здесь отсутствует сострадание к персонажам – словно звери, хищники, они убивают и едят людей, не чувствуя никакого снисхождения. Как ни странно, за весь фильм проливается очень мало крови; вся расчленёнка и пикантные детали остаются за кадром. Микро-бюджетные изнуряющие съёмки оказали влияние на креативность авторов, которые выжали максимум из имеющихся финансовых и художественных возможностей. Например, звуковую дорожку ленты заменили на гулкие шумы и звуки со скотобойнических ферм.

Важным компонентом «резни» является социальный и политический подтекст, а именно – демонстрация американской «глубинки» и рабочего класса. В утрированном виде Тоуб Хупер показывает простых работников Техаса – от автозаправщиков до забойщиков скота – и кем они могут являться на самом деле в условиях изоляции и бедности. Главным образом на «генетический код» фильма также повлияла, как уже было сказано, политика США и война во Вьетнаме: бесчисленное количество трупов и чёткая убежденность правительства в правильности своих действий.
«Техасская резня бензопилой» (1974)
«Техасская резня бензопилой» наравне с «Чёрным рождеством», вышедшим в том же году, ныне считается первым настоящим слэшером в истории фильмов ужасов – сложно переоценить влияние картины на жанр. Дальнейшее развитие слэшера связано с работами легендарного Уэса Крэйвена, который в 1977 году выпустил «У холмов есть глаза» и в дальнейшем создал эталонный «Кошмар на улице вязов» и постмодернистский «Крик». Джон Карпентер ввёл новаторские визуальные приёмы в «Хэллоуине», а «Пятница, 13» популяризировала среди поклонников хорроров образ Джейсона Вурхиза в хоккейной маске, который, к слову, ещё не был убийцей в первой части. Все эти картины изучали природу насилия и рассказывали о борьбе со злом.

Тоуб Хупер так и не сделал ни одного фильма, сравнимого по качеству с картиной 1974 года. Продолжение, которое снял сам режиссёр в 1986 году, отличалось отвратительным чувством юмора и уклоном в треш. Ужастик «Полтергейст» 1982 года, спродюсированный Стивеном Спилбергом, словно был снят самим Стивеном Спилбергом и не имел ничего общего с почерком Хупера. Постановщик переключился на создание хорроров категории «Д» и нишевых сериальных проектов, но, тем не менее, оставил наследство в виде такой знаковой и культовой вещи как «Техасская резня бензопилой».

Редактор:
Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda