НАСТЯ РОМАНОВА | 30 ЯНВАРЯ 2021

СЕН-ЛОРАН. СТИЛЬ — ЭТО Я: СОВРЕМЕННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО

Исследование трактовок мифа о Сен-Лоране через портрет «последнего из великих» и отношения между искусством, индустрией моды и высокой культурой

СЕН-ЛОРАН. СТИЛЬ — ЭТО Я: СОВРЕМЕННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО

НАСТЯ РОМАНОВА | 30.01.2021
Исследование трактовок мифа о Сен-Лоране через портрет «последнего из великих» и отношения между искусством, индустрией моды и высокой культурой
СЕН-ЛОРАН. СТИЛЬ — ЭТО Я: СОВРЕМЕННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО
НАСТЯ РОМАНОВА | 30.01.2021
Исследование трактовок мифа о Сен-Лоране через портрет «последнего из великих» и отношения между искусством, индустрией моды и высокой культурой
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Режиссеры: Бертран Бонелло
Страна: Франция, Бельгия
Год: 2014

Существование мифа о Сен-Лоране, после его ухода от дел поддерживаемое, с одной стороны, сенсационными откровениями о его скандальном прошлом, с другой — действиями Фонда Пьера Берже — Ива Сен-Лорана, превратило модельера в одну из тех продолжающих влиять на настоящее фигур прошлого, которые так часто становятся героями современных кинобиографий. Миф сочетает в себе ключевые для личности Сен-Лорана черты: измученный гений, художник, своим творчеством способствовавший эмансипации женщин, переступающий через социальные условности. Образ Сен-Лорана как эстета, преследуемого собственными страстями, «молодого человека, принесенного в жертву на алтарь моды», создавался в прессе с момента появления его первой — совместной с домом Диор — коллекции в 1958 году.

В 2014 году на экран вышли два «конкурирующих» французских биографических фильма: «Ив Сен-Лоран» Джалиля Леспера, изображающий двадцатилетнюю историю романтических и профессиональных отношений между модельером и бизнесменом Пьером Берже, от первых шагов Сен-Лорана как художественного руководителя дома Dior в 1957 году до коллекции «Русские сезоны» в 1976 году. У Леспера получилась милая драматическая история любви.

«Сен-Лоран. Стиль — это я», снятый Бертраном Бонелло, охватил период с 1967 по 1976 год — десятилетие, оказавшееся в жизни модельера мрачной, но одновременно очень плодотворной полосой. В этих фильмах, предлагающих абсолютно несхожие трактовки мифа о Сен-Лоране, через нарисованный ими портрет «последнего из великих» исследуются отношения между искусством, высокой культурой, индустрией моды и «звездной» культурой, актуальные как для 1960-х и 1970-х годов, так и для нашего времени. Берже одобрил комплиментарный подход Леспера и сказал, что фильм не занимает ничьей стороны. Вот здесь, мол, правда, а там у Бонелло — сплошной субъективизм. «У каждого мужчины есть темная и светлая стороны. Моя жизнь с Ивом Сен-Лораном не была сказкой, но я бы не хотел ничего изменить. Автору этого фильма, Джалилю, я полностью доверяю и принимаю его позицию», — заявил он. Хотя пусть споры о достоверности остануться на совести авторов.
Подход Бонелло ставит под сомнение образ модельера, в соответствии с которым он шел в ногу с социальными преобразованиями своего времени и работал в интересах женщин, — образ, на котором построен миф о Сен-Лоране и который воспроизводится в картине Леспера. Например, сцена, которая разворачивается во время ужина, где собираются работники модного дома, чтобы отметить свой переезд с рю Спонтини. Перед тем как сесть за стол, Мадлен, дизайнер, по секрету сообщает Иву Сен-Лорану, что она беременна и что ей придется уехать на несколько дней, чтобы сделать аборт за границей. Он помогает ей деньгами, но вскоре после шепчет своему соседу по столу, мсье Жан-Пьеру, руководителю мастерской: «Я бы предпочел, чтобы она не возвращалась». Эта реплика производит еще более сильный эффект, переплетаясь с «официальной» речью, которую в это же время произносит на другом конце стола Пьер Берже (Жереми Ренье): «Ив, ты всегда помогал женщинам и будешь помогать им еще много лет».
Часть аудитории заинтересуется картиной из-за фигуры самого Сен-Лорана и ожидаемого в кадре «стиля». И с последним не прогадает, потому как в фильме очень детально воссозданы модные в то время интерьеры; показ знаменитой коллекции, вдохновленной русским театром и балетом, заменяет кульминацию картины; а многочисленные костюмы от Сен-Лорана, как и привлекательные модели, мелькают в кадре. Кто хочет увидеть в фильме Сен-Лорана как бренд, его и получит. Только вот режиссер как раз и говорит о расслоении личности кутюрье на человека реального и торговую марку, которую так старательно продает Пьер Берже.

В какой-то момент Бонелло вступает в конфликт с реальным персонажем, о котором снимает. Его герой, по всей логике, должен умереть. Но Сен-Лоран почему-то счастлив именно в беспамятстве и пагубных наслаждениях, тогда как чаще всего истории об элегантном самоуничтожении непременно сопровождаются моралью. И даже пожилой Сен-Лоран не рефлексирует на тему прошлых ошибок, а ностальгирует по ушедшим временам. Он не такой, как персонаж из фильма Леспера, не нежный и скромный мальчик, которого сломала система. Скорее, он слишком хорошо понимает, как устроена индустрия красоты, как она жестока, и каким нужно быть, чтобы в ней выжить. Его не нужно спасать, не нужно защищать, ведь это его осознанный выбор. Он признанный гений Ив Сен-Лоран, — новатор, экспериментатор, революционер, оказавшийся в центре всеобщего внимания уже в 17 лет, когда вместе с матерью переехал в Париж из и принял участие в конкурсе молодых дизайнеров, в котором разделил первое место с Карлом Лагерфельдом в номинации «Вечернее платье».
История Бонелло изначально утверждает другое, потому Сен-Лоран остается живее всех живых, вызывая изумление у репортера, которого, кстати, сыграл сам Бертран Бонелло. Бонелло не морализатор, он не ставит диагнозов и не выносит приговоров. Он только наблюдает, дотошно и четко вырисовывая события времени.

Редактор: Лена Черезова
Автор журнала «Кинотексты»
Понравился материал?
ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕКСТОМ
Поддержать «Кинотексты»
Любое Ваше пожертвование поможет развитию нашего независимого журнала.
Made on
Tilda