Мы подходим к ключевой триаде Эстлунда, в которой он все жестче критикует современный мир. И хотя фильмы не входят в одну серию, многие рассматривают их как взаимосвязанные.
Первым острым углом становится психологическая драма «Форс-мажор» — притча о том, как минутная слабость может обличить врожденную трусость. В этой картине Эстлунд откровенно замораживает своих персонажей: виноваты не километры снега вокруг них, а осколки льда вместо сердца. Свой хирургический нож Эстлунд отточил, и в «Игре» препарирует трусость вместе с высшим классом, который не видит дальше своего носа или экрана гаджета. Созданная специально снежная лавина, все-таки вышедшая из-под контроля — метафора скрытых в шкафу героев скелетов, которые так и норовят выпрыгнуть наружу. Сними фильм о разваливающейся посреди Альп семье кто-то другой, получилась бы, возможно, трагедия на уровне Шекспира. Но за него взялся Эстлунд, и получилась по-шведски острая критика семьи, от которой кроме названия ничего не осталось.
На «Форс-мажоре» Эстлунд попробовал загнать героев в клетку, из которой можно выбраться только через свои страдания. Сатира 2017 года «Квадрат» уже в названии дает понять, что выхода либо нет, либо он в одной из четырех стен. Фильм родился из арт-объекта 2014 года, когда Эстлунд вместе со своим продюсером очертили в музее Vandalorum территорию доверия. Человек, вошедший в этот квадрат, просит о помощи, а обязанность других — помочь. С помощью мела Эстлунд продемонстрировал людское безразличие: даже если стоять в табличкой «Помогите!», не факт, что она сработает.
Главный герой фильма — человек искусства, который перестал жить по собственным ценностям. Эстлунд постоянно провоцирует зрителя, выдавая ему убедительные образы и заставляя им довериться, чтобы потом вывернуть все наизнанку. В «Квадрате» режиссер снова говорит о маске, надетой на современное общество: оно мимикрирует под общие стандарты политкорректности и терпимости, но при малейшем колебании ветра из-под маски проглядываются враждебность и лицемерие.
Ведь изначально перед нами — самодостаточный деятель искусства, уверенный, что он несет людям прекрасное (себя в том числе). Но вот у героя крадут телефон, и он рассылает угрозы всем подозреваемым. Сатира в том, что фильм, высмеивающий бездушное высокопарное искусство, получил главный приз высокопарного Каннского фестиваля. «Квадрат» — набор стереотипов артхауса, из которых Эстлунд сделал посмешище. По всем характеристикам, это фильм для птиц высокого полета и ценителей искусства. Таких же, как главный герой. Ему проще умолчать, усмехнуться и ужаться, чем посмотреть правде в глаза. С деликатной ироничностью Эстлунд поднимает злободневные вопросы, на которые большинство ответить не решается.